Организация рабочего времени

В первую половину дня занятия логопеда и воспитателя проводятся ежедневно, согласно сетке часов. Логопед в течение недели проводит фронтальные/подгрупповые занятия. Их количество зависти от периода обучения. После подгрупповых занятий логопед проводит индивидуальную работу с детьми. Остальные дети находятся с воспитателем в процессе проведения режимных моментов.

Во второй половине дня воспитатель осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда. Упражнения по закреплению/дифференциации поставленных звуков, развитию внимания, памяти, фонематического слуха и др.


38. Характеристика планирования (перспективное, ежедневное) логопедической работы с дошкольниками разного возраста с разным уровнем речевого развития

Перспективное планирование (на 1 год)

Перспективное комплексное коррекционное планирование включает в себя несколько основных разделов:

1. Коррекционно-логопедическая работа планируется совместно логопедом и воспитателем. На своих занятиях воспитатель закрепляет материал, отработанный логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В данном разделе выделяются направления:

-Развитие слухового восприятия, памяти.

-Развитие общих речевых навыков (на начальных этапах работы с детьми с алалией данное направление заменяется на развитие подражательности)

- Развитие речи, развитие фонематического восприятия, формирование произношения и дифференциации звуков. Данное направление работы планируется примерно на январь месяц, т.е. планируется на 3 этапе работы.

- Формирование активного словаря;

- Формирование грамматического строя речи.

- Развитие диалогической речи (примерно 3 этап работ).

- Развитие зрительно-пространственных функций.

- Формирование мелкой ручной моторики, развитие конструктивного праксиса.

2. Общее моторное развитие ребёнка. Работа по данному разделу планируется совместно с воспитателями, преподавателем физкультуры, врачом ЛФК.

- Упражнения в ходьбе и беге;

-Упражнения в равновесии;

- Упражнения в прыжках;

- Упражнения в ползании;

- Упражнения с мячом;

- Упражнения, направленные на формирование правильного дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение функций дыхания;

- Формирование правильной осанки;

- Профилактика плоскостопия;

3. Логоритмика. Данный раздел планируется музыкальным руководителем и логопедом. Направления:

- Формирование длительного плавного выдоха, коррекция дыхания, развитие голоса;

- Ходьба, основные движения;

- Пение;

- Слушание (определение ритма, темпа, характера музыки)

- Развитие мелкой моторики,

-Проведение общеразвивающих упражнений «ритмопластика»;

- Упражнения, направленные на согласование речи с движением.

- Танцы и танцевальные элементы.

4. Художественно-творческая деятельность. Этот раздел планируется воспитателями, но некоторые виды работ используются и на логопедических занятиях. Направления:

- Лепка;

- Аппликация;

- Рисование;

5. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы. Этот раздел планируется психологами, но работа осуществляется всеми специалистами совместно. Направления:

- Адаптация детей к коллективу;

- Музыкотерапия;

-Психогимнастика;

- Развитие игровой деятельности;

- Развитие познавательной деятельности.

Перспективное планирование осуществляется по периодам обучения:

1. Сентябрь (планируется обследование детей, заполнение речевой карты с выявлением структуры и механизма нарушения)

2. Октябрь-ноябрь-декабрь

3. Январь-февраль-март.

4. Апрель, май, июнь.

В каждый из этих периодов обучения логопедическая работа планируется по 7 разделам:

1) Развитие общих речевых навыков (работа над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи, интонацией)

2) «Звукопроизношение». Включает в себя:

1. Подготовку артикуляторной базы и постановка звуков;

2.Уточнение произношения гласных и согласных звуков;

3. Постановку неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков;

4.Автоматизацию и дифференциацию звуков;

3) Лексика (расширение и уточнение словаря по различным лексическим темам).

4) Грамматический строй речи. Работа по данному разделу планируется в соответствии с тематическим планом, предусматривающим прохождение лексических тем.. В работе предполагается отработка форм словоизменения и словообразования и уточнение значений и закрепление правильного употребления предлогов.

5) Связная речь. Данный раздел предполагает:

1. Обучение составлению предложений разных типов.

2.Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

3.Работа над диалогической речью.

4. Обучение пересказу.

5.Формирование навыков элементарного рассказа по лексическим темам.

6.Составление описательных рассказов, рассказов по серии сюжетных картинок, рассказов на основе личного опыта и творческих рассказов.

6) Слоговая структура слова (предполагается усвоение различной звукослоговой структуры слова на материале правильно произносимых ребёнком звуков).

7) Развитие языкового анализа, синтеза и языковых представлений.

- Развитие умения дифференцировать речевые и неречевые звуки;

- Знакомство с гласными и согласными звуками;

- Анализ и синтез слов, слогов и звукосочетаний.

- Знакомство с буквами;

- Выкладывание слогов и слов из букв.

- Чтение слогов и слов.

Последние 3 компонента могут быть объединены в отдельный раздел «Грамота». В некоторых перспективных планах присутствует раздел «Развитие мелкой моторики.»

Календарное планирование (на 1 месяц)

Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя, строится с учётом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей данной группы, а так же от решаемых в процессе работы коррекционных задач.

Организация занятий.

В первой половине дня занятия логопеда и воспитателя проводятся ежедневно согласно сетке часов. Логопед в течение недели проводит фронтальные (подгрупповые) занятия, их количество зависит от периода обучения. После подгрупповых занятий логопед проводит индивидуальную работу с детьми, а остальные дети находятся с логопедом в процессе проведения режимных моментов.

Во 2 половине дня воспитатель осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда. (входят задания по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию внимания и памяти, фонематического слуха и восприятия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: