Особенности обследования детей с сенсорной алалией (СА)

При обследовании ребенка не понимающего речь, очень трудно выяснить нарушена ли речь т.к ребенок плохо слышит или он не понимает речь, поэтому что не использует свой слух, т.е не происходит образований сложных условных связей на звуки. Следует обратить внимание на следующее:

1. У тугоухого ребенка, не имеющего избирательного нарушения коркового отдела слуховой системы, есть возможность повторить услышанное, т.е. разборчивость речи возрастает по мере увеличения силы звука, а при большем усилении может достигнуть 100%. У ребенка с нарушением корковых слухо – речевых центров полной разборчивости речи не удастся добиться ни при каком увеличении силы голоса. Определить объем воспринимаемой слуховой информации у детей с СА очень трудно. Резко различными оказываются результаты исследования, проведенного разными способами в разные дни и разными специалистами. Ребенок слышит, что захочет и когда захочет. (Например, бытовые звуки, ребенок слышит более устойчиво). Наиболее ярким признаком является непостоянство реакции и слабая реакция на малознакомые звуки. Ребенок то не реагирует на крик, то адекватно реагирует на свое имя, произнесенное разговорным голосом. Для решения вопроса о степени снижения слуха у ребенка необходимо обследование у сурдопедагога.

2. Первая задача при встрече с ребенком, который плохо понимает речь – понять, почему это происходит. В связи с этим СА необходимо отличать от детей с интеллектуальной недостаточностью. При интеллектуальной недостаточности понимание речи не является избирательным дефектом. Уровень развития речи соответствует уровню общего развития. Для детей с умственной отсталостью характерно слабое стремление к познанию окружающего мира, для них трудны все виды интеллектуальной деятельности. Дети с СА по общему рисунку могут не отличаться от нормальных сверстников. Они инициативны, избирательны в играх.

3. В отличие от детей с моторной алалией, у сенсорных алаликов не проявляются затруднения при овладении двигательными навыками, они не испытывают страха перед речью, их речевая активность, даже при крайне ограниченном словаре, может быть крайне высокой. Иногда ребенок говорит совершенно не внятно, при этом он замечает, что окружающие его не понимают, и использует жесты. Активный словарь больше пассивного. Некоторые слова, которые ребенок использует, когда они связанны с другими он их не понимает, слова часто называются, но не понимаются на слух, обозначающие любимые ребенком предметы. Это объясняется тем, что способность называть предмет закреплена в памяти, а слуховая память не точна. Таким образом, высокая речевая активность преобладание активного словаря над пассивным, достаточно выразительный голос являются диагностическим признаком и отличают СА от тугоухости, интеллектуальной недостаточности и от моторной алалии.

В книге Волковой «Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушением речи» отмечается следующее:

1. Логопед выявляет и учитывает в процессе наблюдения и в ходе обследования ребенка, насколько сформирован речевой и неречевой слух, как ребенок использует жесты для общения, его речевая активность, сформированность навыка обучения, длительность удержания контакта, отмечается проявление негативизма и агрессии. Учитываются предпосылки развития речи, моторики, координации и пространственных представлений.

2. Упражнения предлагаются по показу. Длительность обследования может быть значительной. Длительность занятия – обследования до 10 – 15 минут. Зависит от контактности ребенка и его восприятия в данный момент. Во время обследования необходимо учитывать степень знакомости предмета, определенное владение лексикой, возрастные интересы ребенка. Инструкции должны быть краткими, исключаются слова, имеющие близкий звуко – буквенный состав (стол – стул). От ребенка не требуется ответ, но инструкция повторяется несколько раз. Повышение голоса как правило не ведет к большему пониманию. Следовательно, логопед должен найти оптимальный уровень громкости и в соответствии с этим давать задания.

Обязательно подбирается система или способы подачи сигнала. Добивается чтения с губ, воспринимать мимику. Для каждого вопроса необходимо уточнить, задать наводящий вопрос, что бы предупредить эхолалию.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: