Билет 1. 1. Религия, ее роль в жизни современного общества

1. Религия, ее роль в жизни современного общества.

Религия - форма общественного сознания, совокупность представ­лений и взглядов, на основе которых лежит вера в существование Бога, высших сил, в священное, а также соответствующих им обрядов и культов.

Религиозное верование человека означает внутреннюю убежден­ность в существовании высшей силы (высшего Начала, Бога или бо­гов). Религия выполняет ряд функций. Она формирует мировоззрение путем принятия определенных утверждений (догматов), с точки зрения которых понимается человек, общество, мир, восполняет ограничен­ность, зависимость, ущербность бытия человека, обеспечивает общение и тем самым преодолевает одиночество, утешает, облегчает страдания. Будучи составной частью культуры, религия способствовала развитию определенных ее сторон — грамотности, письменности, книгопечата­ния, храмостроительства, различных видов искусства и т.д. Но с другой стороны, определенные слои культуры отторгались в период борьбы различных религиозных верований между собой.

Традиционно религии принято подразделять на политеистические (исповедующие многобожие) и монотеистические- (признающие одно­го Бога), на национальные и мировые.

К политеистическим национальным религиям относится индуизм, распространенный на территории Индии и насчитывающий в своем пантеоне несколько десятков богов..

К политеистическим мировым религиям можно отнести буддизм, который, зародившись в Индии в VI-V вв. до н.э., получил распро­странение во многих странах мира — в Китае, Японии, Корее, Вьетна­ме, Монголии и др. Основателем буддизма считается Будда (Просвет­ленный). Буддийский пантеон включает множество богов, полубогов и других сверхъестественных существ из мифологии тех народов, кото­рые приняли буддизм. Особое место в нем занимают ритуалы, посвященные событиям из жизни Будды.

К монотеистическим национальным религиям принадлежит иу­даизм, провозглашающий веру в единого Бога — Яхве, Эту религию исповедуют евреи, рассеянные по всему миру.

К монотеистическим мировым религиям относятся христианство и ислам. Эти религии признают единого Бога и насчитывают в своих ря­дах верующих различных национальностей из разных стран мира.

Христианство получило название от имени Иисуса Христа, кото­рый вместе со своими учениками считается основателем религии. Хри­стианское вероучение основывается на Священном Предании — Свя­щенном Писании ( Библия, особенно Новый завет). Оно возникло в I в. н.э. в Палестине, входившей в состав Римской империи, как наднацио­нальная «вселенская» религиозная система. Основной идеей христиан­ства является идея греха и спасения человека.

Распад Римской империи в конце IV в. на Западную и Восточную стал причиной постепенного нарастания противоречий между церквя­ми Запада и Востока и раскола в 1054 г. христианской церкви на право­славную и католическую. В XVI в. в период Реформации от католи­цизма отделился протестантизм.

Православие в большей мере сохранило традиции раннего христи­анства, поэтому за ним закрепилось название «ортодоксальной церкви» (от греч. правильное учение). Православие в настоящее время пред­ставлено рядом поместных церквей: Русской, Грузинской, Константи­нопольской, Иерусалимской, Болгарской и др.

Русская Православная церковь является самой крупной по числен­ности из всех православных церквей. Официально православие стало религией Древнерусского государства в 988 г. В настоящее время роль Русской Православной церкви в обществе постоянно возрастает. В ав­густе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православ­ной церкви были приняты два важных документа — Устав Русской Православной церкви и «Основы социальной концепции Русской Пра­вославной церкви», в которых сформулированы принципы деятельно­сти Церкви в различных областях общественной жизни.

Ислам (араб, предание себя Богу, покорность) — самая молодая мировая монотеистическая религия, возникшая в Аравии в VII в. Ос­нову вероучения ислама составляют Коран и Сунна. Согласно обще­принятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку Му­хаммеду самим Аллахом. Сунна содержит рассказы о жизненном пути Мухаммеда. К числу догматов ислама относятся единобожие, идея пре­допределения, признание пророческой миссии Мухаммеда и пророков, живших до него.

Ислам исповедует более одного миллиарда человек в более чем 120 странах. В настоящее время возрастает роль ислама во внутренней и внешней политике мусульманских стран, в международных отношени­ях, в мировой экономике и социальном развитии. В России ислам по числу последователей занимает второе место после православия.

Атеизм и свобода вероисповедания составляют свободу совести, то ость право исповедовать индивидуально или совместно с другими лю­бую религию, не исповедовать никакой. Составной частью свободы совести является свобода вероисповедания. Свобода вероисповеда­ния — это возможность верить в существование божественного су­щества, помогающего человеку выбрать истинный путь. Сущность свободного вероисповедания заключается в том, что человек имеет право сделать выбор — отдать предпочтение какой-то религии, исповедовать ее и отправлять религиозные культы tцеремонии), ме­нять религиозные взгляды, либо вообще не исповедовать никакой религии, то есть быть атеистом.

В соответствии с действующим в России законодательством никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и никого нельзя за­ставить отказаться от исповедания какой-либо религии, от участия в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях.

Россия - светское государство, и никакая религия не может уста­навливаться в качестве государственной или обязательной. Религиоз­ные объединения отделены от государства и равны перед законом. Они не участвуют в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Но принцип светскости государства нельзя понимать как радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, от­странение религиозных объединений от участия в решении обществен­но значимых задач, лишение их права давать оценку действиям вла­стей. Этот принцип предполагает прежде всего разделение сфер компетенции государственной власти и религиозных объединений, не­вмешательство их во внутренние дела друг друга.

2. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился» В результате 10% самых богатых в 1993 г. получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономиче­ские меры социальной поддержки населения с низкими доходами ис­пользует государство?

Переход от командной экономики к экономике, базирующейся на рыночных отношениях, происходил чрезвычайно болезненно.

Для создания конкурентной среды как основы рыночной экономи­ки было решено в 1992 г. провести 2 реформы: приватизацию (переход государственной собственности в частные руки) и либерализацию цен (прекращение государственного регулирования ценообразования) Приватизация привела к тому, что многие прибыльные предприятия перешли в руки небольшого количества людей. На либерализации цен огромной инфляции также были «сколочены» состояния.

Согласно социологическим опросам, проведенным Институтом со­циологии Российской Академии наук в 2005 г., богатые составляют 5% населения страны, причем половина проживает в Москве и Санкт- Петербурге. Если в Москве ниже черты бедности находятся 18% горо­жан, то в провинции — 28-33%. По официальным данным Росстата, разрыв между верхними десятью процентами самых обеспеченных и нижними десятью процентами самых бедных граждан России достига­ет 15-16 раз, в то время как в Скандинавии 3-4 раза, в Англии — 7, во Франции — 8.

Черта бедности — это официально устанавливаемый минимальный уровень дохода на семью, необходимый для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами, а также удовле­творения минимальных потребностей людей в одежде, обуви, жилье и т.д. Лица, получающие доходы ниже этого уровня, относятся к катего­рии бедных.

На прожиточный минимум должны ориентироваться устанавли­ваемые государством минимальный размер оплаты труда, пенсии, сти­пендии. Поэтому все большее значение имеет «адресная помощь» госу­дарства социально незащищенным слоям населения.

Государство использует следующие экономические меры социаль­ной поддержки населения с низкими доходами:

• создание специальных центров переподготовки и повышения ква­лификации, финансируемых из средств государственного бюджета,

• квотирование рабочих мест для инвалидов;

• льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для слабо защищенных категорий граждан (многодетные семьи, инвалиды и пр.),

• ежемесячные денежные выплаты ветеранам Великой Отечествен­ной войны, ветеранам боевых действий, труженикам тыла, ветера­нам труда и т.д.;

• компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим вследствие аварии па Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф,

• льготное лекарственное обеспечение и льготный проезд для отдель­ных малообеспеченных категорий населения

• выплаты государственных и муниципальных социальных стипен­дий студентам вузов из малообеспеченных семей и т.д.

3. Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает в учебе». Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества лич­ности вы учли бы, осуществляя свой выбор?

Необходимо подобрать таких исполнителей, чьи личностные каче­ства наиболее полно отвечали бы заявленной цели. Необходимо учесть следующие общественно значимые качества личности:

• взгляды выбранного человека на данную проблему (в том числе
убежденность в полезности изучения информатики, понимание не­обходимости передачи своих знаний младшим);

• потребность в общении;

• способности к передаче накопленных знаний (умение логично и последовательно строить свое выступление, интересно и просто рас­сказывать о сложных вещах, по существу и полно отвечать на по­ставленные вопросы, быстро реагировать на нестандартную ситуа­цию и т.д.);

• ярко выраженный интерес к информатике, увлеченность новыми информационными технологиями и т.д.

Билет №2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: