Статусам и общественным ожиданиям, называется ролью

№28 Ролевое напряжение и ролевой конфликт

Ролевой набор – набор социальных статусов. Каждый статус выполняет много ролей. Каждая из ролей предполагает определенные формы поведения. Выполнение человеком различных ролей часто ведет за собой ролевой конфликт или напряжение.

Ролевое напряжение - возникающие трудности при выполнении ролевых обязанностей и не соответствие внутренних установок личности требованиям роли.

Ряд глубинных причин:

1) Идеальное представление о тех или иных статусах или ролях

2) Слабая или неадекватная подготовка к той или иной роли

3) Слабая психологическая готовность к выполнению определенной роли

4) Противоречие индивидуальных, коллективных и общественных ценностей

5) Первые неудачи связанные с выполнение роли

6) Объективные обстоятельства, то есть ситуация порождена независимо от самой личности

Ролевой конфликт - ситуация при которой индивид сталкивается с противоположными требованиями, обусловленными одновременным исполнением двух или более ролей.

2 типа:

1) Конфликт между ролями одновременно выполняемыми индивидом

2) Конфликт в пределах одной роли:

· между функциональной целесообразностью и общественными особенностями ролевых ожиданий

· вызванный различиями в трактовке социальных роли отдельным человеком, обществом и коллективом

· вызванный тем, что различные индивиды предъявляют различные порой противоречивые требования к выполнению одной и той же роли. По-разному оценивают ее значимость.

Выход из ролевого конфликта:

1) разделение ролей, то есть каждая роль должна исполняться сама по себе

2) регулирование ролей, то есть ситуация когда индивид все больше освобождается от личной ответственности за выполнение роли (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА СЕБЯ БЕРЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ)

3) рационализация ролей, то есть способ, при котором человека убеждают с помощью некоторых понятии, идей и ценностей, который для него желательны (персонально и социально)

№29 Конформность и девиантное поведение.


Касьянов, Нечипуренко: конформное поведение- может быть как позитивным так и негативным (студент слабый попадает в сильную группу, и начинает усиленно работать, тогда позитивное)

Девиантное – отклоняющееся поведение. Гидденс – всякое отклонение. В широком смысле: любое отклонение. В узком только грубое, но которое не попадает под уголовную ответственность.

Причины девиантного поведения:

1) несовпадение индивидуальных, групповых целей с общественными

2) аномическое состояние общества

3) сложность и многоаспектность существующих стандартов поведения

4) воздействие существующих негативных объективных факторов

5) низкий социальный статус личности и стремление повысить его любыми средствами

6) неудовлетворительная социализация – небогатая семья, плохие друзья

7) ситуативные причины

8) биологические, психические, медицинские причины

Шелдон делит людей по поведению на 3 категории:

1) мезоморф – активные, сильные

2) эктоморф- тощий, хилый, слабый

3) эндоморф- полной комплекции, психически спокоен.

№30 Социальный контроль


*- механизм социального регулирования поведения людей в целях поддержания общественного порядка.

Цель социального контроля - конформное поведение и недопущение девиантного.

В его основе лежат доминирующие в обществе формальные и неформальные нормы, идеалы, ценности, образцы поведения, исходя из которых выражается социальный контроль.

Е го функции:

· охранительная, защитная

· передача социального опыта из поколения в поколение

· регулятивная, направление жизни индивида и групп в нужное русло

1) Регламентированный государством. Правовой контроль, который обеспечивается государством.

2) Неформальный общественный контроль, который обеспечивается общественными организациями, религиозными стратами, массовыми группами. Задача- чтобы индивид не нарушал обычные нормы.

3) Профессионально-корпоративный – обеспечивается администрацией по месту работы.

4) Неформальный контроль со стороны ближнего окружения.(друзья, знакомые, родственники). Задача: чтобы не нарушались нормы быта, морали, общения

5) Семейный контроль- тотальный (род, муж, жена, дети, родители)

6) Самоконтроль- самый главный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: