Гуманизм

Гуманизм как система взглядов признавал самостоятельную ценность человеческой личности, прав человека на земное счастье, нормальную жизнь, на свободу и развитие своих природных способностей. В рамках человечества в целом признавалось равенство всех людей, необходимость справедливых отношений между ними. Гуманисты превозносят личные качества человека: ловкость, предприимчивость, все то, что обеспечивало ему успех, богатство. Но важно, что гуманисты подчеркивали общественную значимость человека и его поступков, указывали, что критерием успеха конкретного человека являлось одобрение его деятельности обществом, его полезность для других людей.

Характерно, что критикуя католицизм, гуманисты открыто не рвали с религией, которая признавалась ими необходимой как традиция, обеспечивавшая стабильность в обществе.

Гуманизм признавал труд как естественную потребность человека, связанную с его предназначением и необходимую для нравственного усовершенствования. В труде нужно учитывать наклонности и природные способности человека, отстаивать свободный выбор профессии, осуждать подневольную, принудительную работу. На первое место гуманисты выводят творческий труд, который не соотносится с личной пользой, ибо его цель – возвышенна, а сам труд настолько привлекателен, что перестает быть работой, становится наслаждением. Право на творческий труд не признает сословных или социальных границ, определяется только талантом.

Итак, в центре гуманистических воззрений стояли проблемы достоинства человека, основанные не на знатности или богатстве, а на высоких нравственных качествах и способности самосовершенствования. В педагогике отстаивалась задача воспитать нового человека – гражданина, обладавшего высокоразвитым сознанием и патриотизмом. В истории – осмысление деятельности не только великих людей, но и коллективных усилий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: