Эффективное использование стандартизированных психодиагностических средств требует от психолога овладения навыками проведения конкретных тестовых методик, знания содержания диагностических показателей и умения их интерпретировать, умения планировать психодиагностическое обследование клиента в соответствии с его запросами и ожиданиями, содержанием изучаемой проблемы и объективными условиями работы. Для решения нестандартных задач психолог должен не просто быть подготовлен для пользования существующими стандартными тестовыми методиками, но и уметь разрабатывать и применять новые методы, анкеты, тесты, в том числе автоматизированные варианты таких методик. Базой для такой деятельности являются знания в области измерения и шкалирования, статистической обработки данных, информатики и компьютерной техники.
Какие ошибки встречаются при использовании психологических тестов в консультировании?
Выбор неадекватных тестовых методик.
Эти ошибки связаны с выбором и использованием тестов, непригодных для решения поставленных задач, не соответствующих требуемому уровню валидности, надежности. В качестве примеров можно привести:
|
|
· использование 16-факторного личностного опросника Кеттелла для оценки профессиональной пригодности, выявления противопоказаний к той или иной профессии,
· использование методики Люшера для диагностики психологических особенностей личности,
· использование методики Майерс-Бриггс для выявления способностей личности,
· использование компьютерной программы "Профи" для диагностики профессиональных интересов и склонностей.
Причинами подобных ошибок могут быть:
· недостаточные знания психометрических свойств методик,
· субъективная привлекательность или внешняя эффектность методик,
· стремление сэкономить время или силы за счет применения экспресс-тестов.