Билет № 24. кризис 3 лет. Причины. Симптоматика. Особ-ти взаимодействия с ребенком в период кризиса 3 лет

Кризис протекает как кризис соц-ых отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Эльконин назвал кризис 3 лет кризисом самостоятельности и эмансипации от взрослых. 1) К 3 годам ребенок начинает осознавать, что он – лич-ть. Он равноправный член семьи, такой же, как мама и папа. Ребенок стремится принять участие в жизни взрослых. 2)У детей начинает формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами сделать выбор. Появляется позиция "Я сам". Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".

симптомы кризиса «7звездием кризиса 3 лет»:

Негативизм -- отказ выполнять любые требования взрослого. Негативная реакция связана не с содержанием предложений взрослых, не с тем, что ребенок не хочет этого делать, а с тем, что эти предложения исходят от взрослых. Не редкость - стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

Упрямство - ребенок настаивает на своем требовании не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. За упрямством стоит выделение себя как личности со своими желаниями и мотивами.

Строптивость – направлена в целом против норм воспитания, прежнего образа жизни, который сложился до 3 лет.

Своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому.

Симптом обесценивания всего того, что раньше было значимо и дорого для ребенка. В частности, проявляется в том, что он начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей; теряет интерес к прежним видам деят-ти и занятий, игрушкам.

Деспотизм (диктат) - ревность. Диктат проявляется в том, что ребенок заставляет родителей делать все так, как он велит. По отношению к сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность, принимающая форму агрессии и конкуренции за родительские «ресурсы» внимания и заботы. Протест-бунт - ребенок в состоянии непрекращающейся войны и конфликта с окружающими. Частые ссоры, сопротивление, неприятие ситуации.

Наряду с негативными симптомами можно выделить достижения ребенка. К концу раннего возраста он начинает называть себя, используя местоимение «Я», вместо третьего лица - имени «Маша», «Коля», как это было раньше. Другим новообразованием кризиса 3 лет является гордость за достижения. Поведенческий комплекс гордости за достижения включает стремление ребенка к достижению результата в своей деят-ти; отнош-е к взрослому как образцу и высокая чувствительность к оценке взрослым его поведения как обостренное чувство собственного достоинства. Каждый результат действия выступает для ребенка как утверждение своего Я, воплощенного вовне в результатах и достижениях его деят-ти. Гордость за достижения является показателем возникновения у ребенка потребности в социальном признании.

Если кризис протекает вяло, - это свидетельствует о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Отмечается что дети не имевшие проблем с поведением в 3летнем возрасте став взрослыми часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всяческие попытки самостоятельности.

Особ-ти взаимодействия: Избегание авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.

· Осуществление единой тактики воспитания в семье.

· Поощрение познавательного интереса и самостоятельности ребёнка (в доступных пределах для данного возраста).

· Использование игровых приемов в общении и обучении ребёнка самостоятельности.

· Объяснение правил поведения ребёнку в простой и доступной для него форме. Проявление спокойной требовательности к исполнению этих правил.

· Акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании.

· Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора.

· Обучение ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: