Сущность государства определяется социальным назначением, природой государства. Сущность отражает явления государственности. Надо различать сущность и содержание государственности, в рамках одной сущности содержание может различаться.
По своей сущности государство представляет собой единство трех моментов:
1)Государство выступает как универсальная организация власти, отражающая коренные интересы общества;
2) Государство - это социальный регулятор, социальный арбитр в отношениях различных классов и групп, составляющих данное общество. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения, сглаживает социальные проблемы;
3) Государство выполняет функцию заведования общими делами, присущими данному обществу. В этом плане государство - интегрирующий в обществе элемент, который вычленяет общие для всего общества интересы.
Содержание же государства зависит от степени воздействия разных сил на государственную власть, от того какие слои занимают решающие позиции в обществе, от того с какими силами блокируются те или иные классы, социальные слои. Содержание государства как определенное явление выходит за рамки социально-экономических факторов. На него могут оказывать влияние географические факторы, природные условия содержания многих мероприятий государства, форм направления деятельности государства.
|
|
10. Понятие тип государства. Различные подходы к типологиигосударства.
Тип государства - совокупность наиболее общих и устойчивых свойств, присущих государству, на определенном этапе его исторического развития. Тип указывает на сущность государства, позволяет понять тип организации гос. власти в определенный исторический период.
Следовательно, типология государства -это учение о типах государств, которое предполагает разграничение государств на исторические типы, позволяет выделить различные этапы процесса эволюции государства, понять причины перехода от одного исторического типа к другому.
Подходы:
1) Формационный подход - учение К.Маркса о формациях. Формация - эволюционирующее явление, основанное на определенном способе производства, который является материальным базисом общества. Согласно данному критерию история человечества делится на три периода:
· Архаический (первичный/доклассовое/догосударственное) - государство и право отсутствуют
· Экономический (вторичный/классовое/государственное) - труд - сознательная, но обусловленная внешней необходимостью деятельность человека. Характеризуется так же частной собственностью и разделением на классы
|
|
· Коммунистический (третичный/бесклассовое/безгосударственное)- труд- добровольная деятельность людей, государство отсутствует.
Экономический период в свою очередь подразделяется на общественно-экономические формации, в зависимости от господствующего эксплуататорского класса:
1. Рабовладельческая. Основой производства была земля, Власть принадлежала небольшой группе знати, а остальное население было бесправно
2. Феодальная. Земля - основа феодальных взаимоотношений. Сущность - насилие над крепостными крестьянами, но в отличие от рабов они уже обладают определенными правами
3. Буржуазная. Капиталистическая формация, основой производства является получение прибыли. Основа эксплуатации- руководитель и подчиненный.
Данная теория предполагает так же наличие переходного состояния между вторичной и третичной формациями - социалистическое государство. Данное государство возникает в результате победы социалистической революции. Это организация политической власти трудящихся. Попытка создать такое гос-во была предпринята, но, покончив с частной собственностью на средства производства, оно не было способно создать новую экономическую систему (забыли про культуру, тоталитаризм).
2) Цивилизационный подход. В основе данного подхода лежит учение о цивилизациях - определенного состояние общества, которое оно достигло в процессе своего развития. Существует 2 учения о цивилизациях:
1. Социокультурный подход - существует общая типология культуры и цивилизации. Цивилизация - достигшая своих пределов культура. Согласно А.Тойнби не существует единой цивилизации и вся наша история состоит из отдельных, сменяющих друг друга цивилизациях. По его мнению, одновременно может сосуществовать несколько различных цивилизаций. Первоначально существовало 21 цивилизация (первичные), они носили имперский характер, и гос-во выступало объединяющим фактором. Затем цивилизаций стало 13 (вторичные). Сейчас по мнению Тойнби существует всего несколько цивилизаций, причем самая развитая- Западная, а также возможно появление общемировой цивилизации.
2. Универсалистский подход. Подразумевает единый процесс эволюции государств, что сближает его с формационным подходом. Выделяются 2 основные цивилизации:
· Традиционалистская - большинство государств, характерно слитность экономической жизни на отдельные сферы, а также главенство государства в публичной жизни (Восток).
· Техногенная -решающую роль играет применение новых технологий, постоянное развитие общественных отношений, политика - самостоятельный вид деятельности, а экономика - сложный многогранный процесс. Такие государства начали зарождаться в Западной Европе в 14-16 вв. Для них стало характерно универсальный характер общественной жизни, а также новый уровень мышления (протестантская этика)
3) Либертарный подход. Основную роль играет признание человека субъектом гос. власти (превращение человека из объекта права в субъект права), государство же является формой прогресса людей. Процесс развития государства является эволюционным:
· Этнический тип - деление людей на свободных (по этническим признакам) и рабов, являющихся субъектами права.
· Сословный тип - характерен для средневековья, свобода уже зависит от положения по сословию, но рабства уже не существует. Государство - наивысшее сословие.
· Индивидуалистический тип - гос-во признает права индивидов. Все люди - субъекты права. Это стало возможным благодаря обособлению частной жизни от публичной.
· Либеральное государство - вся социальная жизнь основана на саморегуляции. Государство не вмешивается в процессы, происходящие в обществе, что в конечном итоге приводит к крупным социальным потрясениям и переходу на следующий этап развития
|
|
· Демократически-правовое государство - доступ к власти всех людей, появление политических партий, народ становится источником власти
· Социально-правовое государство - еще большее увеличение прав населения
Основоположником данной теории является Гегель.
11. Понятие функций государства. Классификация функций государства.Правовые формы осуществления функций государства.
Функции государства - основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение. Функции государства тесно взаимосвязаны с задачами государства, функции - средства решения задач государства.
Классификация функций государства:
1) Внешние и внутренние функции.
Внутренние функции - основные направления деятельности государства внутри страны. Подразделяются на:
· Политическую - реализация воли народа через законотворчество, обеспечение государственного суверенитета, определение правового статуса территорий, формирование политической системы и т.д.
· Экономическую - зависит от типа экономики. При командно-административной системе гос-во полностью организует экономику, при рыночной государство оказывает лишь косвенное воздействие(управляет гос. объектами, устанавливает правовые основы рынка, проводит собственную экономическую политику в масштабах всего общества)
· Идеологическую - поддержание в обществе определенных ценностей и идеологии
· Социальную - деятельность государства в социальной сфере- обеспечение общественного благополучия, мира и порядка внутри общества
· Экологическая - экологическая безопасность страны
· Охранительную - защита прав и свобод, организация действий правоохранительных органов
· Финансовая - установление налогов, принятие бюджета, финансовый контроль
Внешние функции - основные направления деятельности государства с другими государствами:
· Функция обороны страны
· Интеграция в мировую экономику
· Сотрудничество с другими государствами
|
|
· Поддержание мирового порядка
2) Основные и неосновные функции
Основные функции - наиболее важные функции, направленные на решение коренных, наиболее общих задач
Неосновные функции - р егулируют более узкие сферы общественных отношений. Входят в состав основных функций комплексно.