Государственное регулирование цен на товары (работы, услуги)

В юридической литературе понятие «цена» рассматривается как экономическая и правовая категория.

Как экономическая категория цена представляется собой денежное выражение стоимости товаров, работ и услуг и формируется с учетом ряда факторов, в том числе уровня спроса, его эластичности, мер государственного регулирования ценообразования.

В качестве правовой категории цена выступает условием возмездных договоров, базой для формирования НДС, акцизов, а также имеет ряд других значений.

Государственное регулирование цен (ценовое регулирование) представляет собой процесс вмешательства государства в процесс рыночного ценообразования.

Правовые основы современного, рыночного государственного регулирования цен были заложены Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен». В настоящее время они определяются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и одноименным Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. В эти акты неоднократно вносились изменения.

Данными актами определена государственная ценовая политика. Эта политика направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально-значимых товаров и услуг.

В русле проводимой политики Правительством РФ утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. Регулируемые государством цены применяются всеми организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Создаются специальные государственные органы для осуществления контроля за порядком применения регулируемых цен.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утверждены три перечня:

1. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти (природный газ, продукция ядерно-топливного цикла, электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, продукция оборонного назначения и др.).

2. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта и т.д.)

3. Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и т.д.).

Государственное регулирование цен по каждой из этих групп товаров и услуг осуществляется специальными нормативно-правовыми актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», Федеральный закон от 26 марта 2003 г. "Об электроэнергетике", Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и ряд других актов. Государственный контроль за порядком установления и применения цен в данной сфере осуществляет ФСТ (см. Положение о ней).

Анализ этих и других нормативно-правовых актов в сфере государственного ценообразования позволяет выявить способы государственного регулирования цен:

К способам директивного (прямого) регулирования ценообразования следует отнести установление:

1) фиксированных цен. Например, существуют фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта (в УР они утверждаются РЭК УР в соответствии Положением о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, утв. постановлением Правительства УР от 12 февраля 2001 г.).

2) предельных (максимальных и минимальных) цен. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 г «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ» устанавливаются предельный максимальный и минимальный уровень оптовых цен на газ.

3) базовых цен и предельных коэффициентов их изменения.

4) государственной регистрации цен. Например, обязательна государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2007 г.) согласно Постановлению Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. "О государственном регулировании цен на лекарственные средства". Другой прямой способ регулирования цен на указанные лекарственные средства - установление предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам.

5) запрет на установление монопольно высоких и монопольно низких цен для субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке (см. Закон о защите конкуренции).

В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следуют назвать финансовую помощь из бюджета, льготное кредитование, налоговые льготы, что позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: