Государственное регулирование цен на товары (работы, услуги)

В юридической литературе понятие «цена» рассматривается как экономическая и правовая категория.

Как экономическая категория цена представляется собой денежное выражение стоимости товаров, работ и услуг и формируется с учетом ряда факторов, в том числе уровня спроса, его эластичности, мер государственного регулирования ценообразования.

В качестве правовой категории цена выступает условием возмездных договоров, базой для формирования НДС, акцизов, а также имеет ряд других значений.

Государственное регулирование цен (ценовое регулирование) представляет собой процесс вмешательства государства в процесс рыночного ценообразования.

Правовые основы современного, рыночного государственного регулирования цен были заложены Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен». В настоящее время они определяются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и одноименным Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. В эти акты неоднократно вносились изменения.

Данными актами определена государственная ценовая политика. Эта политика направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально-значимых товаров и услуг.

В русле проводимой политики Правительством РФ утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. Регулируемые государством цены применяются всеми организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Создаются специальные государственные органы для осуществления контроля за порядком применения регулируемых цен.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утверждены три перечня:

1. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти (природный газ, продукция ядерно-топливного цикла, электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, продукция оборонного назначения и др.).

2. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта и т.д.)

3. Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и т.д.).

Государственное регулирование цен по каждой из этих групп товаров и услуг осуществляется специальными нормативно-правовыми актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», Федеральный закон от 26 марта 2003 г. "Об электроэнергетике", Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и ряд других актов. Государственный контроль за порядком установления и применения цен в данной сфере осуществляет ФСТ (см. Положение о ней).

Анализ этих и других нормативно-правовых актов в сфере государственного ценообразования позволяет выявить способы государственного регулирования цен:

К способам директивного (прямого) регулирования ценообразования следует отнести установление:

1) фиксированных цен. Например, существуют фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта (в УР они утверждаются РЭК УР в соответствии Положением о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, утв. постановлением Правительства УР от 12 февраля 2001 г.).

2) предельных (максимальных и минимальных) цен. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 г «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ» устанавливаются предельный максимальный и минимальный уровень оптовых цен на газ.

3) базовых цен и предельных коэффициентов их изменения.

4) государственной регистрации цен. Например, обязательна государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2007 г.) согласно Постановлению Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. "О государственном регулировании цен на лекарственные средства". Другой прямой способ регулирования цен на указанные лекарственные средства - установление предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам.

5) запрет на установление монопольно высоких и монопольно низких цен для субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке (см. Закон о защите конкуренции).

В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следуют назвать финансовую помощь из бюджета, льготное кредитование, налоговые льготы, что позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.





Подборка статей по вашей теме: