Тема 11.3. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе

Агропромышленный комплекс (АПК) страны включает в себя много отраслей сельскохозяйственного и органически связанно­го с ним промышленного и иного производства: основные отрасли сельскохозяйственного производства (земледелие, растениеводство и животноводство) и специальные отрасли сельского хозяйства (лесное хозяйство, охотничье дело, рыбное хозяйство, мелиорация и водное хозяйство, заготовки, хранение и промышленную переработку сель­скохозяйственной продукции).

Проводимые в России экономические реформы, направленные на создание многоукладной рыночной экономики и конкурентной среды, формирование класса новых собственников изменили саму суть управляющего организующего государственного воздействия на функционирование и развитие сельского хозяйства, а также правовой статус хозяйствующих в этой отрасли субъектов.

Государственное управление сельским хозяйством происходит в настоящее время путем государственного регулирования агропромышленного про­изводства посредством экономического воздействия государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродук­ты, а также производственно-техническое обслуживание и матери­ально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется на следующих основных направлениях: формиро­вание и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхова­ние, льготное налогообложение; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельнос­ти в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села; иные направления, определенные законодательством Российской Федерации (см., например, Федеральный закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ (ред. от 01.07.2011г. № 169-ФЗ) "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"[147], который устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства; Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 28.02.2012 г. №6-ФЗ) "О развитии сельского хозяйства»[148], регулирующий отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными этим Законом сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства; Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2011 года № 874 (ред. от 31.05.2012г. №538) "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность, используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения»[149]; Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1042 (ред. от 22.02.2012г.№138) «Об утверждении правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ"[150], которым установлен порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ, и многие иные акты.

Правительство РФ осуществляет общую координацию работы и контроль за деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), действующих в системе АПК или имеющих к ней какое-либо функциональное отношение. К числу важ­нейших направлений правительственного регулирования организации и деятельности АПК можно отнести разработку федеральных целевых программ стабилизации и развития агропромышленного производс­тва в стране, разработку и реализацию государственной закупочной, налоговой, ценовой, кредитной, страховой, внешнеэкономической политики в отношении агропромышленного комплекса; назначает представителей государства в открытых акционерных обществах аг­ропромышленного комплекса, определяя основы их компетенции; заключает ежегодные соглашения с Аграрным союзом России; определяет виды и порядок ежегодного предоставления различных мер государственной поддержки агропромышленному комплексу.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)[151] является федеральным органом исполнительной влас­ти, проводящим государственную политику и осуществляющим управ­ление в сфере агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения страны, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Оно осуществляет спою деятельность во взаимодействии с другими федеральными и субъектов Российской Федерации органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями.

В системе Министерства сельского хозяйства РФ действуют Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное агентство по рыболовству.

В системе Министерства природных ресурсов РФ как федерально­го органа управления лесным, водным хозяйством и недропользовани­ем действуют Федеральные службы: по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; по надзору в сфере приро­допользования, Федеральные агентства: лесного хозяйства; водных ресурсов и по недропользованию.

Контроль, надзор и административная ответственность в агропро­мышленном комплексе имеет своей целью и социальным предназначе­нием сохранение и преумножение богатств природы, обеспечение пра­вильного целесообразного использования и сохранности материальных ценностей, предупреждение эпидемических и иных небезопасных для человека заболеваний среди животных и растений, обеспечение высо­кого качества заготавливаемой дня промышленной переработки и дли­тельного хранения сельскохозяйственной продукции.

Правом привлечения к административной ответственности ви­новных физических и юридических лиц пользуются действующие в системе Министерства сельского хозяйства РФ:

органы государственного ветеринарного надзора и их должнос­тные лица (ст. 23.14 КоАП РФ) — за нарушение правил карантина

животных или других ветеринарно-санитарных правил; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых забо­леваниях животных; за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст. 10.6—10.8 КоАП РФ);

органы государственного карантинного фитосанитарного кон­троля и их должностные лица (ст. 23.15 КоАП РФ) — за нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными вредителями рас­тений, возбудителями болезней растений; нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза; за нарушение правил производства, заготов­ки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкаран­тинного груза) (ст. 10.1-10.3 КоАП РФ);

органы государственного контроля и надзора в области защиты растений и их должностные лица (ст. 23.16 КоАП РФ) — за наруше­ние правил обращения с пестицидами; нарушение правил борьбы с растениями-сорняками (ст. 8.3,10.1 КоАП РФ);

государственные семенные инспекции и их должностные лица (ст. 23.19 КоАП РФ) — за нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений; нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений; за нару­шение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений (ст. 10.12—10.14 КоАП РФ).

Много органов исполнительной власти, наделенных правом при­менения административных наказаний, действует в системе Минис­терства природных ресурсов РФ:

органы, осуществляющие государственный контроль за исполь­зованием и охраной земель, и их должностные лица (ст. 23.21 КоАП РФ) вправе привлекать к административной ответственности физи­ческих и юридических лиц за самовольное занятие земельного учас­тка; за уничтожение межевых знаков границ земельных участков; за самовольную переуступку права пользования землей; за сокрытие или искажение экологической информации о состоянии земель; пор­чу земель; за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; за использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 7.1, 7.2, 7.10, 8.5, 8.6-8.8 КоАП РФ);

органы, осуществляющие государственный контроль за использо­ванием и охраной водных объектов, и их должностные лица (ст. 23.23 КоАП РФ) могут применять административные наказания за уничто­жение специальных водохозяйственных или водоохранных знаков; за самовольное занятие водного объекта или пользование им без разре­шения (лицензии); за повреждение гидротехнического, водохозяйст­венного или водоохранного сооружения, устройства или установки; за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйст­венно-бытового водоснабжения; за самовольную переуступку права пользования водным объектом; за сокрытие или искажение эколо­гической информации о состоянии водных объектов; за нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования зе­мельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных поло­сах водных объектов; за нарушение правил охраны водных объектов; нарушение правил водопользования: за нарушение правил эксплуата­ции водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств; невыполнение правил ведения судовых документов; за нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних мор­ских водах и территориальном море Российской Федерации; за на­рушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (ст. 7.2, 7.6-7.8, 7.10, 8.5, 8.12-8.16, 8.19, 9.2 КоАП РФ);

органы, уполномоченные в области использования, охраны и за­шиты лесного фонда, и их должностные лица (ст. 23.24 КоАП РФ) могут привлекать к административной ответственности за самоволь­ное занятие участков земель лесного фонда; за уничтожение специ­альных лесоустроительных и лесохозяйственных знаков; за самоволь­ное занятие участка леса; за пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); за сокрытие или уничтожение информа­ции о состоянии лесов, земель лесного фонда и многие другие разно­видности норм и правил лесопользования, охраны и зашиты лесного фонда (более двадцати наименований) (ст. 7.1, 7.2, 7.8—7.11, 8.7, 8.8, 8.12, 8.13, 8.24-8.37 КоАП РФ);

органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регули­рования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания, и их должностные лица (ст. 23.26 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственнос­ти лиц виновных в уничтожении, повреждении специальных знаков, устанавливаемых пользователями и охранителями животного мира; пользовании объектами животного мира без разрешения (лицензии); в нарушении правил охраны среды обитания или путей миграции животных и многих других правил десяти наименований (ст. 7.2, 7.11, 8.33, 8.34-8.37 КоАП РФ);

органы государственного экологического контроля и их долж­ностные лица (ст. 23.29 КоАП РФ) полномочны привлекать к адми­нистративной ответственности лиц, виновных в уничтожении или повреждении знаков особо охраняемых природных территорий; за несоблюдение экологических требований при планировании, тех­нико-экономическом обосновании проектов, проектировании, раз­мещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; за не­соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требо­ваний при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и целого ряда других экологических требований и норм (около двадцати наименований) (ст. 7.2, 7.11, 8.1, 8.2, 8.4-8,6, 8.18-8.19, 8.21-8.23, 8.31, 8.33-8.36, 8.39 КоАП РФ).

Органы рыбоохраны и их должностные лица (ст. 23.27 КоАП РФ) вправе привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц за нарушение правил охраны рыбных запасов и многих других связанных с ними правил и норм по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесен­ных к водным биологическим ресурсам, и среды их обитания (ст. 7.2, 7.11, 8.33, 8.34-8.38. 11.8-11.11, 11.13, 11.15-11.17 КоАП РФ).

Тема 11.4. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслу­живающем комплексе

В хозяйственно-обслуживающий комплекс входит группа орга­низационно самостоятельных отраслей экономики, объединяемых общностью, осуществляемой предприятиями этих отраслей, хозяйст­венно-обслуживающей деятельности, являющейся специфической раз­новидностью производственно-хозяйственной деятельности. Деятель­ность всех отраслей хозяйственно-обслуживающего комплекса связана с оказанием хозяйственных услуг (транспортных, торговых, информа­ционных, связи и других), представляющих собой полезное действие той или иной потребительной стоимости, не обладающей физической формой товара, но имеющей финансовый эквивалент своей рыночной стоимости.

В систему хозяйственно-обслуживающего комплекса входят следующие отрасли экономики: транспорт (всех видов), связь (поч­товая, телеграфная, телефонная и т. д.), внутренняя торговля и бы­товое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство. В обслужи­вающих отраслях производственный цикл не замыкается в системе организаций данной отрасли, выходит за ее пределы и продолжается дальше в виде взаимодействия организаций данной обслуживающей отрасли с клиентурой. Весь смысл деятельности обслуживающих отраслей состоит именно в надлежащей четкой организации обслуживания физических и юридических лиц (клиентуры) за пределами данной обслуживающей отрасли. Это обусловливает существование двух групп организационных отношений: 1) отношений внутриот­раслевого масштаба и характера между организациями данной от­расли и 2) отношений, выходящих за пределы собственно отрасли, складывающихся между предприятиями обслуживающих отраслей и клиентурой.

Для организации отношений внутриотраслевого масштаба и ха­рактера осуществляются внутриорганизационные функции внутри­корпоративного управления. Они направлены на создание системы предприятий и организаций соответствующей обслуживающей от­расли и органов внутриотраслевого управления и на обеспечение четкой и бесперебойной работы всей системы отрасли (организация прогнозирования развития отрасли, финансирования и материально-технического оснащения, научно-техническое нормирование, работа с кадрами и т. д.). Для организации же второй группы отношений уп­равленческие функции межотраслевого масштаба и характера направ­лены на регулирование отношений предприятий и организаций соот­ветствующей обслуживающей отрасли с потребителями: установление правил обслуживания (правила перевозок, торговли, правила предо­ставления услуг бытового характера, правила пользования жилым по­мещением и другие), установление правил и режима работы предпри­ятий и организаций обслуживающих отраслей, установление правил пользования предоставляемыми услугами (правила пользования те­лефоном, правила поведения пассажиров в поезде, самолете и т. д.). Осуществление этих функций представляет собой организационные, управленческие акты, которые предшествуют гражданско-правовым отношениям, в которые вступают предприятия обслуживающих от­раслей с потребителями оказываемых услуг.

Защита интересов физических и юридических лиц – потребителей является важнейшим элементом государственной организации любых ви­дов хозяйственного обслуживания. Резолюция Гене­ральной ассамблеи ООН «Руководящие прин­ципы для защиты интересов потребителей» (приняты 09.04.1985 резолюцией 39/248 на 106-ом пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН)[152] закрепила восемь ос­новополагающих прав потребителей: 1) право на выбор; 2) право на возмещение вреда; 3) право быть выслушанным: 4) право на ин­формацию; 5) право на потребительское образование; 6) право на удовлетворение базовых потребностей: 7) право на качество; 8) право на безопасность.

Все эти права в той или иной степени уже нашли отражение в современном российском законодательстве по защите прав потре­бителей: в ГК РФ, КоАП РФ, и особенно в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1(ред. от 25.06.2012г. №93-ФЗ) «О защите прав потребителей»,[153] регулирующем отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливающем права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяющий механизм реализации этих прав.

Правительство РФ как высший орган исполнительной влас­ти разрабатывает государственную политику в организации и де­ятельности отраслей в хозяйственно-обслуживающем комплексе, организует, направляет и контролирует деятельность отраслевых министерств и ведомств в хозяйственно-обслуживающем комплек­се; разрабатывает и реализует исполнение федеральных и регио­нальных программ развития обслуживающих отраслей; утверждает Правила оказания услуг в каждой обслуживающей отрасли.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) [154] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и находится в ведении Правительства РФ.

В современном мире связи играет важную роль в экономической, социальной и культурной сферах жизни нашего общества. Федеральная информация и связь согласно Конституции РФ (ст. 71) относится к предметам ведения РФ, в свою очередь, органы исполнительной власти субъектов РФ решают вопросы развития телефонной, почтовой и иной видов связи.

Эта сфера деятельности регулируется целям рядом нормативно-правовых актов, среди которых наиболее важное значение имеют: Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ (в ред. от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ) «О связи»[155], Федеральный закон от 17.12.1994 N 67-ФЗ (ред. от 02.03.2007г. №24-ФЗ) «О федеральной фельдъегерской связи»[156], Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 06.12.2011г. №409-ФЗ) «О почтовой связи»[157],Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (в ред. от 21.07.2011 N 252-ФЗ) «Об информации, информационных технологиях и защите информации»[158].

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязь России)[159] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Оно выступает также в качестве почтовой администрации Российской Федерации и выполняет функции администрации связи Российской Федерации при осуществлении международной деятельности в области связи.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи.

Минкомсвязь России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:

Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [160], осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных;

Федерального агентства связи[161], основными функциями которого является управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания;

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям [162], осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности.

Органом осуществляющим специализированные функции в сфере обеспечения фельдъегерской связи является Государственная фельдъегерская служба РФ (ГФС России), обладающая статусом федеральной службы, и находящаяся в ведении Президента Российской Федерации. Деятельность Службы основывается на Федеральном законе «О федеральной фельдъ­егерской связи», а также Положении о ней, утвержденном Указом Президента РФ 13 августа 2004 г.[163]

Основными задача­ми ГФС России являются: обеспечение оперативной доставки и гарантиро­ванной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений Прези­дента РФ, федеральных органов государственной власти; орга­нов прокуратуры РФ; органов государственной власти субъек­тов РФ; членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных органов субъектов РФ, Минобороны России, МВД России и др.; доставка корреспонденции глав зарубежных государств и их пра­вительств, органов СНГ и т. д.

В пределах своей компетенции ГФС России осуществляет меры по совершенствованию и раз­витию постоянно действующих и специальных фельдъегерских маршрутов; разрабатывает и осуществляет во взаимодействии с заинтересованными государственными органами меры по обес­печению сохранности и защиты доставляемой корреспонденции; обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; взаимодействует с организа­циями почтовой и специальной связи, подразделениями фельдъегерско-почтовой связи Минобороны России, с органами фельдъегерской связи государств -участников Соглашения о Меж­правительственной фельдъегерской связи и т. д.

Транспорт, пути сообщения и до­рожное хозяйство, относящиеся согласно Конституции РФ (ст.71) к предметам ведения РФ, а на органы исполнительной власти субъектов РФ со­гласно их конституциям, законам, уставам возлагается решение вопро­сов транспортного обслуживания населения.

Эта сфера деятельности регулируется многочисленными нормативными правовыми актами, среди которых можно вы­делить, например, как Федеральный закон от 10.12.1995г. N 196-ФЗ (ред. от 28.07.2012г. №131-ФЗ) " «О безопасно­сти дорожного движения»[164], Федеральный закон от 08.01. 1998 г. №10-ФЗ (в ред. от 23.07.2010г. №183-ФЗ) «О государ­ственном регулировании развития авиации»[165], Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ (ред. от 28.07.2012г. №131-ФЗ) «О железнодорожном транспорте»[166], Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ (в ред. от 14.06.2012 г. N 78-ФЗ) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"[167], Федеральный закон от 30.06.2003 г. №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»[168], Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 28.07.2012 №131-ФЗ) «Устав автомобильного транспорта и городско­го наземного электрического транспорта»[169], Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 28.11.2011г. №337-ФЗ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[170], Федеральный закон от 08.11. 2007 г. N 261-ФЗ (ред. от 25.06.2012г. №93-ФЗ) «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»[171], а также иные зако­ны и подзаконные акты.

Учитывая, что в сферу транспорта составляют несколько видов транспорта: железнодорожный, авиационный, морской, речной, автомобильный и другие, деятельность которые регулируется достаточно большим числом разнообразных органов

Функции по выработке государственной политики и нор­мативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиа­ции, морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, го­родского электрического (включая метрополитен) и промышлен­ного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии осуществляет Министерство транспорта РФ (Минтранс России).

Минтранс России, в соответствии с Положением о нем, ут­вержденным Правительством РФ 30 июля 2004 г. №395 (в ред. от 02.05.2012 г. N 417) [172], определяет пра­вила: перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа; форми­рования, применения тарифов, взимания сборов в области граж­данской авиации, продажи билетов; государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов, морс­ких судов и судов внутреннего водного транспорта; проектиро­вания, постройки, ремонта и эксплуатации судов внутреннего транспорта, перевозок этим транспортом опасных грузов; тех­нической эксплуатации железных дорог и т.д.

Оно принимает акты, устанавливающие классификацию, порядок расследования и учета транспортных происшествий на железнодорожном транс­порте; утверждает положения о расследовании капитанами мор­ских портов аварийных случаев с судами; о капитанах морских и речных портов; о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним водным путям; о государственной адми­нистрации порта внутреннего водного транспорта, а также ус­тав службы на морских судах и судах внутреннего водного транс­порта (за исключением судов рыбопромыслового флота).

Кроме того специальными правовыми актами Министерство закрепляет усло­вия обеспечения ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам; порядок выдачи специальных разре­шений на осуществление международных автомобильных пере­возок крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов; дис­петчерского регулирования движения судов на внутренних вод­ных путях; контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта, а так­же порядок осуществления контроля за судами и регулирования деятельности в речном порту; проектирования и строительства железнодорожных путей общего пользования.

Ведущее место в единой транспортной системе РФ занимает железнодорожный транспорт, который должен своевременно и качественно обес­печивать потребности физических и юридических лиц, государ­ства в перевозках железнодорожным транспортом, а также способство­вать созданию условий для развития экономики на территории РФ.

Согласно Федеральному закону «О железнодорожном транспорте» выделяется железнодорожный транспорт общего пользования, железнодорожный транспорт необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов:

устойчивость работы железнодорожного транспорта;

доступность, безопасность и качество оказываемых услуг;

развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта;

согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.

Государство обеспечивает решение стоящих перед железнодорожным транспортом задач путем эффективного регулирования и контроля в области железнодорожного транспорта, а также путем участия в развитии железнодорожного транспорта.

В сфере железнодорожного транспорта функции по реали­зации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). Согласно Положению о нем, утвержденному Правитель­ством РФ 30 июля 2004 г. №397 (в ред. от 17.10.2011г. №845)[173], осуществляющее полномочия желез­нодорожной администрации РФ по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров РФ, в части выпол­нения функций по реализации государственной политики, ока­занию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

В пределах своей компетенции Росжелдор принимает реше­ния об открытии для эксплуатации железнодорожных путей об­щего пользования на основании предложений владельцев этих путей; о примыкании к железнодорожным путям общего пользо­вания строящихся, новых или восстановленных железнодорож­ных путей общего и необщего пользования; о временном пре­кращении погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в опреде­ленных железнодорожных направлениях из-за сложившихся обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок.

Оно организует работу по обязательному подтверждению соответствия продукции, добровольному подтверждению работ и услуг, аккредитации испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации и экспертов в сфере своей деятельно­сти; определяет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти морские и речные порты, ав­томобильные станции и аэропорты, участвующие в смешанном сообщении; ведет учет железнодорожного подвижного состава и контейнеров и т. д.

В систему железнодорожного транспорта входят железные дороги, их отделения; линейные, промышленные, снабженчес­кие, строительные и другие предприятия, организации.

В целях совершенствования работы железнодорожного транспорта, устойчивого его функционирования, формирования единой транспортной системы в РФ Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. N 448 "О Концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта" была утверждена Концепция структурной реформы федераль­ного железнодорожного транспорта[174] на долгосрочный период, а Постановлением от 18 мая 2001 г. №384 - Програм­му структурной реформы на железнодорожном транспорте[175]. Во исполнение названных документов Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» и утвержден Устав о нем[176].

Главными целями и задачами общества являются обеспечение потреб­ностей государства, юридических и физических лиц в железно­дорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых желез­нодорожным транспортом, извлечение прибыли, расширение комплек­са и объема осуществляемых обществом работ и оказываемых услуг, повышение их качества; обеспечение безопасности дви­жения поездов, сохранности перевозимых грузов; выполнение перевозок для государственных нужд; участие в реализации ме­роприятий по осуществлению структурной реформы на желез­нодорожном транспорте.

В процессе своей деятельности оно оказывает услуги по ис­пользованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; выполняет работы по эксплуатации, содер­жанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транс­порта общего пользования и железнодорожных путей необще­го пользования; по перевозке пассажиров, груза, багажа желез­нодорожным транспортом общего пользования; транспортировке грузов по железнодорожным путям общего и необщего пользо­вания; по проведению погрузочно-разгрузочных работ.

Общество осуществляет производство, текущее содержание и эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, контей­неров и технических средств, используемых на железнодорож­ном транспорте и т.д.

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) осуществляет функции по оказанию государственных ус­луг, управление государственным имуществом в сфере воздуш­ного транспорта (гражданской авиации) и гражданской части Единой системы организации воздушного движения РФ, в том числе в области обеспечения ее функционирования, развития и модернизации.

Правитель­ством РФ 30 июля 2004 г. № 396 (в ред. от 15.07.2012 г. N 831) утверждено Положение о нем[177], согласно которому на Росавиацию возложены полномочия в об­ласти гражданской авиации в части выполнения функций по ока­занию государственных услуг и управлению государственным имуществом при исполнении обязательств, вытекающих из меж­дународных договоров РФА также организация проведения обяза­тельной сертификации аэродромов (кроме международных и категорированных), используемых в целях гражданской авиации, аэропортов, объектов Единой системы организации воздушно­го движения, юридических лиц, обеспечивающих воздушные перевозки; использования части воздушного пространства, ко­торая определена для воздушных трасс, местных воздушных ли­ний, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.

Агентство осуществляет аккредитацию представительств ино­странных организаций, осуществляющих деятельность в обла­сти гражданской авиации на территории РФ; подготовку заклю­чений о целесообразности установления пунктов пропуска че­рез Государственную границу РФ на аэродромах и в аэропортах; ведение государственных реестров гражданских аэродромов и аэропортов РФ; обеспечение участия организаций воздушного транспорта в перевозке сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуще­ствления эвакуационных мероприятий и т.д.

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) призвано осуществлять функции по оказанию государ­ственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме ры­бопромысловых колхозов, и специализированные порты) и реч­ного транспорта.

Росморречфлот согласно Положению о нем, утвержденному Правитель­ством РФ 23 июля 2004 г. № 371 (в ред. от 02.05.2012 N 417)[178], осуществляет функ­ции компетентного органа в области морского и внутреннего водного транспорта по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров РФ, в части оказания соответству­ющих государственных услуг и управления государственным имуществом.

В пределах своей компетенции Агентство организует про­ведение работ по предупреждению и ликвидации разливов не­фти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, а на внут­ренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта; мероприятий по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности море­плавания; работ по навигационно-гидрографическому обеспече­нию условий плавания судов в акваториях морских и речных портов, по внутренним водным путям; диспетчерское регулиро­вание движения судов по внутренним водным путям; работ по содержанию водных путей, расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений и т.д.

На него возложено оформление и выдача паспортов моря­ка; выдача заключений по вопросам привлечения иностранных работников для работы в составе экипажей российских морских судов (за исключением судов рыбопромыслового флота), плава­ющих под государственным флагом РФ; установление категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, а так­же сроков работы гидротехнических сооружений и т. д.

Многочисленные функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспор­та и дорожного хозяйства, а также в области учета федеральных автомобильных дорог осуществ­ляет Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

Положение о нем, утвержденное Правительством РФ 23 июля 2004 г. №374(в ред. от 06.09.2012 г. N 888)[179], закрепило за этим органом полномочия в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств, вытекающих из международных до­говоров РФ в части выполнения функций по оказанию государ­ственных услуг и управлению государственным имуществом.

На Росавтодор возложена органи­зация работ по изъятию, выкупу, закреплению и резервирова­нию земельных участков для государственных нужд в целях раз­вития федеральной сети автомобильных дорог; обеспечению со­стояния федеральных автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам; учет показателей состояния безопасности дорожного движения, а также техни­ческому состоянию автомобильных дорог; приемку в эксплуа­тацию законченных строительством, реконструкцией и ремон­том участков федеральных автомобильных дорог; согласование решений органов исполнительной власти субъектов РФ и орга­нов местного самоуправления о предоставлении земельных уча­стков в пределах придорожных полос федеральных автомобиль­ных дорог под стоянки и остановки и т.д.

Кроме того на него возложено определение маршрутов движения по фе­деральным автомобильным дорогам транспортных средств с круп­ногабаритными и тяжеловесными грузами; принятие мер по обу­стройству федеральных автомобильных дорог объектами сервиса; введение периодов временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по федеральным автомобиль­ным дорогам с целью обеспечения безопасности дорожного дви­жения; осуществление мероприятий, направленных на обеспе­чение безопасности движения на участках федеральных авто­мобильных дорог при проведении работ по их строительству, реконструкции, ремонту и содержанию.

Все автомобильные дороги делятся на дороги федерально­го, регионального или межмуниципального, местного значения, частные дороги; общего и необщего пользования.

Специфической компетенцией в области управления транс­порта, транспортного движения наделена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр),находящаяся в ведении Министерства экономического развития РФ, Положение о котором утверждено Правительством РФ от 01.06.2009 г. N 457 (в ред. от 14.09.2012 N 924).[180] Согласно данному Положению Росреестр осуществляет федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии, в том числе за передачей гражданами и юридическими лицами геодезических и картографических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды, хранением и использованием этих материалов и данных; лицензирование геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), в соответствии с законодательством Российской Федерации;

На нее возложено создание и ведение Государственного каталога географических названий; нормализация наименований географических объектов на русском языке; рассмотрение и экспертиза предложений о присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов; оказание государственных услуг и управлению государствен­ным имуществом в сфере геодезической и картографической деятельности, а также наименований географических объектов.

В компетенцию этой Службы входит организация проектирования, составления и издания общегеографических, политико-административных и других тематических карт и атласов межотраслевого значения, а так­же производство геодезических и гидрографических работ в оке­анах и морях в целях обеспечения безопасности общего мореп­лавания и т. д.

Наиболее значительными конт­рольно-надзорными функциями и полномочиями в транспортном комплексе наделена Фе­деральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), находящаяся в ведении Министерства транспорта РФ и Положение о которой утверждено Правительством РФ 30 июля 2004 г. №398 (в ред. от 02.05.2012 г. N 417) [181] и согласно которому Ространснадзор осу­ществляет функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализиро­ванные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхо­зов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильно­го (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промыш­ленного транспорта и дорожного хозяйства.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в транспортном комплексе), федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области гражданской авиации) и государственную речную судоходную инспекцию.

Контроль и надзор осуществляются Службой, прежде всего, за соблюдением законодательства о гражданской авиации; о тор­говом мореплавании; о внутреннем водном транспорте; о безопас­ности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и промышленной безопасности на нем; о порядке осуществле­ния международных автомобильных перевозок; об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации объектов транспорт­ного комплекса и дорожного хозяйства; за соответствием уста­новленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.

Контрольно-надзорные функции Служба реализует также в процессе осуществления ею лицензирования отдельных видов деятельности, например, таких, как: перевозки морским, внут­ренним водным, воздушным, автомобильным, железнодорож­ным транспортом пассажиров и грузов; ремонт авиационной техники, в том числе воздушных судов, выполняемый органи­зациями гражданской авиации; погрузочно-разгрузочная дея­тельность на внутреннем водном и железнодорожном транспорте и т. д.

Контроль и надзор проявляются и в проведении Службой сертификации юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, обеспечивающих безопасность полетов воздушных судов, а также деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности.

В процессе своей деятельности Служба организует и про­водит инспекции воздушных судов с целью оценки их летной годности; участвует в работе по определению технического со­стояния воздушных судов и других транспортных средств, объек­тов и оборудования, используемых для перевозок высших дол­жностных лиц РФ и иностранных государств и т. д.

Ространснадзор наделен полномочиями по проверке деятель­ности юридических и физических лиц, осуществляющих пере­возочную и иную связанную с транспортным процессом деятель­ность; по организации проведения необходимых расследований (за исключением авиационных и дорожно-транспортных про­исшествий), испытаний, экспертиз, анализов и оценок. В слу­чае необходимости и в пределах своей компетенции Служба име­ет право применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или пресечение нарушений юридическими и физическими ли­цами обязательных требований в сфере ее деятельности, и др.

Административная ответственность в отраслях хозяйственно-обслуживающего комплекса применяется к физическим и юридичес­ким лицам многими контрольно-надзорными органами и их долж­ностными лицами:

Органы российской транспортной инспекции и их должностные лица (ст. 23.36 КоАП РФ) наделены правом привлечения к админист­ративной ответственности физических и юридических лиц за админис­тративные правонарушения, предусмотренные ст. 8.2, 8.3, 8.22. 8.23, 11.2, 11.14, 11.15, 11.17, 11.23, 11.25-11.29, 12.3, 19.19 КоАП РФ.

Органы автомобильного транспорта и их должностные лица (ст. 23.37 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административ­ной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.15, 11.18, 11.19 КоАП РФ.

Органы морского транспорта и их должностные лица (ст. 23.38 КоАП РФ) вправе привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.2 2, 8.23, 11.6, 11.7, 11.8-11.11, 11.13-11.19 КоАП РФ.

Органы внутреннего водного транспорта и их должностные лица (ст. 23.39 КоАП РФ) уполномочены привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.22, 11.6—11, 11.13—11.19 КоАП РФ.

Органы государственной инспекции по маломерным судам и их должностные лица (ст. 23.40 КоАП РФ) вправе привлекать к адми­нистративной ответственности лиц, виновных в совершении ад­министративных правонарушений, предусмотренных ст. 8.22, 8.23, 11.7-11.13 КоАП РФ.

Органы железнодорожного транспорта и их должностные лица (ст. 23.41 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных пра­вонарушений, предусмотренных ст. 11.1, 11.14—1 1.19 КоАП РФ.

Органы, осуществляющие государственное регулирование в об­ласти авиации (ст. 23.42 КоАП РФ), имеют право привлекать к адми­нистративной ответственности лиц, виновных в совершении адми­нистративных правонарушений, предусмотренных ст. 8.22, 8.23, 11.3, 11.5, 11.14—11.19 КоАП РФ.

Органы единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации и их должностные лица (ст. 23.43 КоАП РФ) уполномочены привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, пре­дусмотренных ст. 11.4, 18.1 КоАП РФ.

Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией, и их должностные лица (ст. 23.44 КоАП РФ) впра­ве привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 13.1, 13.6-13.9, 13.18 КоАП РФ.

Органы государственной инспекции по торговле, качеству това­ров и защите прав потребителей и их должностные лица (ст. 23.49 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной от­ветственности лиц, виновных в совершении административных пра­вонарушений, предусмотренных ст. 10.8, 14.2, 14.4, 14.15, 14.16, 19.14 КоАП РФ.

Контрольные вопросы

1. Назовите органы исполнительной власти, обеспечивающие регулирование в промышленном комплексе.

2. Охарактеризуйте состав и основное нормативно-правовое содержание административного законодательства в области промышленности.

3. Какие органы исполнительной власти обеспечивают государственное управление и регулирование в строительном комплексе.

4. Охарактеризуйте состав и основное нормативно-правовое содержание административного законодательства в области строительства.

5. Назовите органы управления агропромышленным комплексом.

6. Охарактеризуйте состав и основное нормативно-правовое содержание административного законодательства в области сельского (включая лесное и рыбное) хозяйства.

7. Какие органы исполнительной власти обеспечивают государственное управление и регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе?8

8. Охарактеризуйте состав и основное нормативно-правовое содержание административного законодательства в хозяйственно-обслуживающем комплексе.

Тесты для проверки знаний по разделам 10 и 11.

Выберите правильные и наиболее полные варианты ответов.

1. Систему различного рода звеньев и отношений, связанных с управлением определенной группы родственных объектов, объединенных по их практическому назначению, можно определить как:

а) отрасль управления;

б) сферу управления;

в) предмет управления;

г) субъект управления.

2. Соотношение понятий «отрасль государственного управления» и «сфера государственного управления»:

а) это одно и то же;

б) отрасль управления всегда состоит из определенных сфер управления, т. е. понятие более широкое;

в) сфера управления включает в себя несколько отраслей управления, т.е. понятие более широкое;

г) эти понятия вообще никак не соотносятся между собой.

3. Принцип организации государственного управления, в соответствии с которым субъект управления реализует свои управленческие функции в отношении предприятий, организаций и других объектов управления, которые организационно ему не подчинены, именуется принципом:

а) отраслевой организации государственного управления;

б) межотраслевой организации государственного управления;

в) внутриотраслевой организации государственного управления.

4. Какие из перечисленных принципов относятся к организации исполнительной власти?

а) централизации и децентрализации;

б) законности;

в) все перечисленные.

5. На каком принципе базируется разграничение компетенции в области управления между органами исполнительной власти РФ и ее субъектов?

а) демократизма;

б) федерализма;

в) децентрализации.

6. Субъектами государственного управления являются:

а) органы исполнительной власти государства;

б) органы местного самоуправления;

в) политические партии.

7.Органамиисполнительнойвласти являются:

а) Федеральная служба безопасности;

б) Высший аттестационный комитет (ВАК);

в) администрация г. Саратова.

8. Разграничение компетенции по управлению между орга­нами государственной власти РФ и ее субъектов бази­руется на принципе:

а) федерализма;

б) децентрализации;

в) централизации.

9. Межотраслевое управление является:

а) аналогом межведомственного управления, состоящего в осуществлении специальных функций, имеющих межведомст­венное значение;

б) аналогом межведомственного управления, выражающегося в осуществлении специальных функций отраслевого профиля;

в) управлением комплексами, в том числе специализирован­ных отраслей.

10. Отраслевое управление охватывает:

а) комплекс специализированных, функционально взаимо­связанных и взаимозависимых отраслей;

б) конгломерат различных отраслей и видов деятельности, на которые оказывают влияние разные федеральные органы ис­полнительной власти в порядке возложенных на них полномо­чий;

в) только управление в экономической и социально-культурной сфере.

11. Функции и полномочия федеральных органов исполни­тельной власти зависят:

а) от вида конкретного органа;

б) от компетенции применительно к порученным им сферам;

в) от подведомственности;

г) от места, занимаемого ими в их иерархической системе;

д) все вышеперечисленное.

12. Федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и контролю по вопросам, связанным с определением (установлением) цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, является:

а) Министерство экономического развития РФ;

б) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

в) Федеральная служба по тарифам;

г) Федеральная антимонопольная служба.

13. В соответствии с положениями Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов в области бюджета, финансов и налогов относятся:

а) финансовое и кредитное регулирование;

б) основы ценовой политики;

в) установление общих принципов налогообложения в стране;

г) все перечисленное выше относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

14. Федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является:

а) Министерство финансов РФ;

б) Федеральная служба по финансовому мониторингу;

в) Федеральная служба безопасности;

г) этими вопросами занимается Правительство РФ.

15. Выдача лицензий (разрешений) на производство, хранение и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции входит в компетенцию такого федерального органа исполнительной власти, как:

а) Министерство промышленности и торговли РФ;

б) Федеральная антимонопольная служба;

в) Министерство сельского хозяйства РФ;

г) Федеральное агентство лесного хозяйства;

д) среди приведенных выше примеров правильного ответа нет.

16. Какой из указанных ниже федеральных органов исполнительной власти входит в систему органов управления промышленностью и торговлей?

а) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

б) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

в) Федеральное космическое агентство;

г) все указанные органы относятся к этой системе;

д) ни один из указанных органов к этой системе отношения не имеет.

17. Федеральное космическое агентство подведомственно:

а) Министерству обороны РФ;

б) Министерству промышленности и торговли РФ;

в) Министерству энергетики РФ;

г) Правительству РФ.

18. Функции лицензирования деятельности в области оказания услуг связи осуществляет:

а) Министерство связи и массовых коммуникаций РФ;

б) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

в) Федеральное агентство связи.

Раздел 12. Государственное регулирование образования и науки в Российской Федерации. Государственное регулирование в отраслях культуры Государственное регулирование здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения.

В результате изучения темы 12 студент должен

знать нормативно-правовую базу и основные теоретические положения дисциплины административного права в социокультурной области;

уметь применять полученные знания в своей профессиональной деятельности;

владеть нормативно-правовой базой и теоретическими положениями для эффективного осуществления консультаций по вопросам образования, культуры, здравоохранения и социально-правовой сферы в конкретных видах юридической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: