Порядок оформления сделок приватизации. Условия недействительности сделок приватизации

Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

По своей правовой природе акты приватизации являются гражданско-правовыми сделками, которые должны быть оформлены надлежащим образом.

Большинство способов приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренных ст.13 Закона, представляют собой продажу указанного имущества (на аукционе, на конкурсе, посредством публичного предложения, без объявления цены и т.д.). Исключение составляют только два способа приватизации: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество и внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

В соответствии со ст.32 Закона продажа государственного или муниципального имущества оформляется договором купли-продажи.

Сторонами такого договора выступают покупатели государственного и муниципального имущества и государственные органы (органы местного самоуправления), уполномоченные от имени публично-правовых образований осуществлять права собственника в процессе приватизации (Росимущество, Минимущество УР, Управление имущественных отношений г. Ижевска). Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов (ст.5 Закона).

Договор заключается в простой письменной форме.

Обязательными условиями договора купли-продажи государственного или муниципального имущества являются:

· сведения о сторонах договора;

· наименование государственного или муниципального имущества; место его нахождения;

· состав и цена государственного или муниципального имущества;

· количество акций открытого акционерного общества, их категория и стоимость;

· порядок и срок передачи государственного или муниципального имущества в собственность покупателя; форма и сроки платежа за приобретенное имущество; условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем;

· порядок осуществления покупателем полномочий в отношении указанного имущества до перехода к нему права собственности на указанное имущество;

· сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты;

· иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия - сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций (п.1 ст.11 Закона).

Право собственности на приобретаемое государственное или муниципальное имущество переходит к покупателю в установленном порядке после полной его оплаты с учетом особенностей, установленных Законом.

Право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества. Расходы на оплату услуг регистратора возлагаются на покупателя.

Условия недействительности сделок приватизации определяются в соответствии с общими нормами гражданского законодательства (пар.2 гл.9 ГК РФ).

Сделка приватизации недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (п.1 ст.166 ГК РФ).

Общее правило закреплено в ст.168 ГК РФ: сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Анализ Закона позволяет говорить, что сделка приватизации государственного или муниципального имущества будет ничтожной в следующих случаях:

1) Осуществление приватизации способами, не предусмотренными ст.13 Закона;

2) Осуществление приватизации способами, хотя и предусмотренными ст.13 Закона, но не применяемыми в отношении конкретного государственного и муниципального имущества.

Так, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 Закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество (п.2 ст.13 Закона);

3) Участие в приватизации на стороне покупателя лица, не имеющего законного права на приватизацию (п.3 ст.6 Закона);

4) Совершение сделки приватизации неуполномоченным органом (п.4 ст.42 Закона);

5) Продажа государственного и муниципального имущества по цене меньше нормативной (ст.12 Закона) и т.д.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе (п.2 ст.166 ГК РФ).

Основания оспоримости сделок приватизации государственного и муниципального имущества:

1) Покупка государственного или муниципального имущества юридическим лицом, если такая сделка выходит за пределы правоспособности такого лица (ст.173 ГК РФ);

2) Выход физическим или юридическим лицом за пределы ограничения полномочий на совершение сделки приватизации (ст.174 ГК РФ);

3) Совершение сделки приватизации гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими (ст.177 ГК РФ);

4) Совершение сделки приватизации под влиянием заблуждения, насилия, угрозы и т.д. (ст.178, 179 ГК РФ) и т.д.

Возврат денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи государственного или муниципального имущества осуществляется на основании вступившего в силу решения суда за счет денежных средств, поступивших по другим сделкам приватизации соответственно федерального имущества, государственного имущества субъектов Российской Федерации, муниципального имущества. Денежные средства в размере, определенном решением суда, после передачи имущества согласно решению суда в государственную или муниципальную собственность подлежат возврату покупателю из суммы денежных средств, полученных в счет оплаты иными покупателями приватизируемого государственного или муниципального имущества, до распределения денежных средств в соответствии со статьей 33 Закона. Оставшиеся после исполнения решений суда денежные средства подлежат перечислению их получателям в порядке, установленном статьей 33 Закона.

В случае недостаточности денежных средств от сделок купли-продажи федерального имущества, имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества для обеспечения полного возврата денежных средств в срок, предусмотренный исполнительными документами, возврат недостающих денежных средств осуществляется соответственно за счет денежных средств государственной казны Российской Федерации, казны субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ст.36 Закона).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: