Понятие разгосударствления и приватизации. Государственные программы приватизации. Способы приватизации

Общее определение понятия «приватизация» содержится в ст.217 ГК РФ, в силу которой приватизация государственного и муниципального имущества есть передача имущества, находящего в государственной или муниципальной собственности, его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Т.е. приватизация является способом прекращения права публичной собственности и одновременно основанием возникновения права частной собственности.

Основополагающим законом в сфере приватизации является Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. (далее – Закон). Ст.1 этого закона гласит, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Наряду с термином «приватизация» в нормативно-правовых актах, принятых в первой половине 90-ых гг., использовался термин «разгосударствление». Основное различие между указанными понятиями основывалось на правовом статусе лица, приобретающего государственное имущество. Так, согласно ст.1 Закона СССР от 1 июля 1991 г. «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий» (утратил силу) под разгосударствлением понималось преобразование государственных предприятий в коллективные предприятия, акционерные общества, другие предприятия, не находящиеся в государственной собственности, а также в арендные предприятия. Приватизация же трактовалась как приобретение в собственность граждан и созданных ими юридических лиц предприятий, находящихся в государственной собственности, и принадлежащих государству акций (паев) акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ.

Иногда в литературе понятие «разгосударствление» используется как более широкое по отношению к понятию «приватизация». Под разгосударствлением понимают процесс сужения государственного сектора в экономике, создания условий для развития иных, негосударственных форм собственности, а в конечном итоге – многоукладной экономики.

Принципы приватизации в соответствии с Законом:

1. равенство покупателей государственного и муниципального имущества и открытость деятельности государственных и муниципальных органов;

2. возмездный характер. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество);

3. самостоятельность органов местного самоуправления при приватизации муниципального имущества.

Важно отметить, что действие Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении отдельных объектов публичной собственности, перечисленных в п.2 ст.3: природных ресурсов; государственного и муниципального жилищного фонда; государственного резерва; государственного и муниципального имущества на основании судебного решения и т.д. Отчуждение указанного в данном пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизация государственного и муниципального имущества планируется РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями путем составления прогнозных планов (программ) приватизации (гл.II Закона).

Так, Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества (ст.7 Закона).

Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества утверждены постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2005 г.

Программа состоит из двух разделов.

Первый раздел программы содержит

· основные направления и задачи приватизации федерального имущества;

· прогноз влияния приватизации на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики (сферах управления), на плановый период (очередной год и последующие 2 года);

· описание крупнейших объектов приватизации в соответствующий период;

· количественные характеристики имущества, подлежащего приватизации, и прогноз объемов поступлений в федеральный бюджет при продаже федерального имущества в плановом периоде (с разбивкой по годам).

Второй раздел программы содержит:

· перечни сгруппированного по отраслям экономики (сферам управления) федерального имущества, приватизация которого планируется в очередном году (федеральных государственных унитарных предприятий, акций акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, иного имущества, составляющего казну Российской Федерации), с указанием характеристики соответствующего имущества;

· сведения об открытых акционерных обществах, акции которых в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат внесению в уставный капитал иных открытых акционерных обществ;

· сведения об открытых акционерных обществах и федеральных государственных унитарных предприятиях, преобразуемых в открытые акционерные общества, в отношении которых принимается решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении ими ("золотой акции").

Проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год подготавливает Росимущество (см. Положение о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г.).

Разработка проекта прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с основными направлениями внутренней политики Российской Федерации, определенными Президентом Российской Федерации, а также в соответствии с принятыми Правительством Российской Федерации программами социально-экономического развития Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти не позднее чем за восемь месяцев до начала очередного финансового года направляют в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, иные юридические лица и граждане вправе направлять в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти свои предложения о приватизации федерального имущества в очередном финансовом году (ст.8 Закона).

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на очередной год должна быть утверждена Правительством РФ не позднее 25 августа. В настоящее время действует Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2008 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2007 г.).

Правительство Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 мая, представляет в Государственную Думу отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год. Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год содержит перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации. Вместе с отчетом в Государственную Думу представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества за прошедший год (ст.9 Закона).

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно. Информация о результатах приватизации имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами Российской Федерации в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта (ст.10 Закона).

Закон устанавливает исчерпывающий перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества (ст.13):

1) Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

2) Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.

На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Аукцион является открытым по составу участников (п.1,2 ст.18 Закона).

3) Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.

Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Специализированный аукцион является открытым по составу участников (п.1, 2 ст.19 Закона). Специализированный аукцион может носить межрегиональный и всероссийский уровень (п.8 ст.19 Закона).

4) Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе.

Ha конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса. Конкурс является открытым по составу участников. Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками конкурса в запечатанных конвертах п.1-3 ст.20 Закона).

Условия конкурса могут предусматривать:

- сохранение определенного числа рабочих мест;

- переподготовку и (или) повышение квалификации работников;

- ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;

- проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий. Условия конкурса не подлежат изменению.

Указанный перечень условий конкурса является исчерпывающим (п.21 ст.20 Закона).

В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор купли-продажи государственного или муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой (п.23 ст.20 Закона).

5) Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ.

Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных на территории Российской Федерации, может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами.

Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ может также осуществляться в порядке, установленном статьей 22 Закона, с учетом требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг и особенностей законодательства иностранного государства, в котором осуществляется такая продажа.

6) Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг.

7) Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения.

Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Публичное предложение о продаже государственного или муниципального имущества является публичной офертой. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества (ст.23 Закона).

8) Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.

Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену (ст.24 Закона).

9) Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться:

при учреждении открытых акционерных обществ;

в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ (п.2 ст.25 Закона).

10) Продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления. Договор купли-продажи акций открытого акционерного общества заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления (п.1 ст.26 Закона).

Важно отметить, что приватизация некоторых объектов может осуществляться только отдельными способами. Так, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 Закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: