Перевернутая пирамида (рейтинг «смысловых зерен»)

Заметки в стиле «hard» в первой строке («лиде») сообщают о самом существенном: кто, где, когда, как, зачем, и что именно совершил. Репортер располагает все, о чем хочет сообщить, начиная с самого важного. В результате получается конструкция, известная с тридцатых годов ХХ века как «перевернутая пирамида» (inverted piramid).

Информационные параметры итога события, ­ это как бы основание, фундамент рукотворной постройки; вспомнив о самой внушительной из них – египетской пирамиде (чья форма не оставляет сомнений в том, где тут верх, а где низ, фундамент) – структуру краткой новости сравнили с «перевернутой» («опрокинутой») пирамидой. Основание, опора такой «пирамиды» при этом оказывается вверху; решив начать с «основания» – с ответа на шесть вопросов «формулы Квинтиллиана», дальше располагают весь материал по убывающему интересу.

Эта идея (расположение материала по убывающему интересу) была освоена, и по сей день активно используется. Сколько ни сокращай такую заметку с конца, новость устоит, будет передавать смысл события, фиксируя его итог.

В варианте хроники. «хедлайновой строки», эта форма дисциплинирует, побуждая автора к четкому осмыслению «рейтинга элементов» (что важнее подчеркнуть: главное действующее лицо, суть его поступка, место происшествия или что иное из «шести ответов на шесть вопросов»). Последовательность ответов – на выбор журналиста; который тем самым демонстрирует свою оценочную и нравственную позицию.

В емком абзаце происходит дифференциация между первой, второй и, если нужно, третьей фразами (Опять-таки, по принципу убывающего интереса: самое важное – вначале).

В форме же заметки из двух­ трех абзацев идея перевернутой пирамиды оказывается ведущим конструктивным принципом, особо выделяя первую ведущую фразу как «Лид» – главную часть сообщения.

+ В целом структура заметки в два-три абзаца построенной по принципу «перевернутой пирамиды» выглядит так:

5. Лид с четко проявленным «смысловым зерном»;

6. Уточнение лида (Часть ответов «формулы Квинтиллиана» опускаются на вторую позицию, во второй слой «пирамиды», чтобы не перегружать лид);

7. -Подкрепляющий материал ( не само событие, но что-то, связанное с ним, оттеняющее его – предыстория, похожее событие;

8. «Возврат к теме», к «смысловому зерну», чтобы сведения о других событиях или предыстории не отвлекли читателя от сути, от главного происшествия, о котором идет речь в лиде. Часто именно тут, завершая крепко скрученную «жесткую» заметку, дают мнение эксперта, свидетельство очевидца.

Лид должен читаться легко и быть ясным без дополнительных пояснений и уточнения смысла. При всей краткости он должен быть достаточно длинным, чтобы включать основные сведения. Иногда стоит распутать громоздкую фразу, разбив ее на две части, на два предложения. (Для этого, собственно, есть и «лид», и «уточнение лида»). Вослед идет подкрепляющий материал и завершение заметки – «возврат к теме», поддержка основной «идеи» новости

Итак, репортерское сообщение в виде «жесткой новости» может быть как предельно кратким (хроникальным), так и более распространенным (два ­ три абзаца) Выбор тут зависит от характера первичного материала

Из истории о харде - Литературная форма «жестких» новостей сложилась в ХIХ веке в первых информационных агентствах: ГАВАС, ВОЛЬФ, РЕЙТЕР, АССОШИЭЙТЕД ПРЕСС, когда быстрые сообщения на продажу газетам стали настоящим товаром с определенными кондициями: как можно короче; и ни в коем случае не расплывчато, «без начала и конца», непременно компактно (только о самой сути). В гонке за большими тиражами – приманкой рекламодателей – массовая пресса начала ХХ века опиралась на новости как произведения, доступные всем и всех объединяющие, и старалась поднять престиж именно этой формы работы журналиста: "Новости, а не мнения!" ("News not views!") Дескать, новости объективнее мнений, они точны, как фотографический снимок.

Однако, как уже было сказано, повышенная оперативность отклика затрудняет точность взгляда: факт не остыл, и мы не остыли, не оправились от первого впечатления, – судим сгоряча. Реальна и опасность искажения сути события в погоне за краткостью при отсечении лишнего (или неугодного). Поиск компактной и выразительной формы, эффектного начала, хлесткой цитаты тоже чреват искажениями правды факта («Перо повело…»).

Желание, по возможности, меньше искажать действительность, приводит к выделению и фиксации наиболее необходимых моментов, характеризующих итог события.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: