double arrow

Теории интеграции


Федерализм/неофедерализм

принцип федерализма представляет собой юридический принцип, в соответствии с которым суверенитет законодательно распределен между двумя территориально разделенными уровнями управления. «Интеграция, по федерализму, требует создания двух уровней правительства – разделенных, но работающих скоординировано – правительство, стоящее над целым (федеральный уровень) и правительство, регулирующее части (государственный уровень)». Таким образом, предлагается трансформировать государство так, чтобы оно стало одной из ступенек организации власти в человеческом сообществе и, как следствие, перестало быть фактором политической разъединенности мира. Исходя из данного определения, федералисты выделяют три сопутствующих положения. Первое, конституция стоит выше национального правительства. Второе, процесс изменения конституции не может быть осуществлен в одностороннем порядке. Третье, в качестве гаранта конституции должен выступать независимый арбитражный орган, например, конституционный или верховный суд.

Целью федерализма является сохранение особого типа отношений между различными политическими образованьями, суть которого состоит в создании «союза без стремления к единению». Таким образом, федеральное государство – это политическое сооружение, призванное «примирить национальное единство и власть с сохранением прав государства» посредством федерального принципа. То есть государства, входящие в федерацию, оставаясь в целом автономными, отдают часть полномочий в пользу общих институтов.

По мнению А. Этциони, политическое сообщество, созданное федерацией, должно обладать тремя признаками интеграции: а) оно эффективно контролирует средства насилия; б) оно имеет центр принятия решений, влияние которого распространяется на всё сообщество и в) оно является доминирующим центром политической идентификации для большинства населения. В целом, федерализм предполагает, что возможно создание гармонично функционирующей системы, включающей в себя автономные образования и работающей для общих целей. Такая система может быть создана только путем конституционных преобразований, а не методами традиционной дипломатии или постепенным «переливанием».




Федерализм, с точки зрения его сторонников, имеет два основных преимущества перед другими проектами интеграции. Первое, это защищенность системы от захвата власти какой-либо одной политической группой. Второе, федерация более устойчива к внешним вызовам. Кроме этого, необходимо отметить, что федерализм не нацелен на анализ конкретной формы правления. Более того, вряд ли существует государство, форма правления которого полностью соответствует принципу федерализма, так как форма федерального управления находиться в постоянном развитии.

Несмотря на то, что идея федерального устройства выглядит достаточно просто, в практическом плане применить принципы федерализма оказалось сложно, так как сама теория не предлагала четкого описания того, как должно осуществляться разделение властных полномочий между федеральным и государственным уровнями. В то же время федерализм предполагает, что государство-подобное образование, как форма федерального устройства, является единственно возможным вариантом организации власти. Тем самым, не смотря на критику национального государства, федерализм предлагает создание супергосударства, которое будет призвано контролировать входящих в него членов. Причем среди теоретиков нет согласия о методе создания такого супергосударства. С точки зрения одних сторонников федерализма, федерация должна быть создана единым конституционным актом - конституционный подход. Другие же считают, что федерализм должен постепенно завоевать популярность среди населения, которое затем будет голосовать за те преобразования, которые приведут к созданию федерации - социологического подход.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: