Плюрализм

Центральное предположение плюрализма гласит, что чувство общности между государствами наиболее вероятно там, где существует наиболее активная коммуникация, то есть чем активнее обмен транзакциями (материальными, культурными, политическими) при наличии взаимопонимания, тем больший уровень интеграции может быть достигнут.

По мнению современных представителей плюрализма Э. Адлера и М. Барнетта теория коммуникаций может быть применена к исследованию современных интеграционных процессов, но с учетом некоторых поправок. Как известно теория К. Дойча строилась на базе популярного в 1950-е годы бихевиоризма, поэтому достижение сообщества безопасности предполагалось через взаимодействие между различными нациями. Более того, сторонники этой теории считали, что взаимодействие может быть количественно измерено через подсчет количества международных телефонных звонков, туристов и тп. Современное же приложение принципов плюрализма должно учитывать социальное происхождение транзакций, процессы социального научения коммуникативного действия, которые помогают акторам произвести взаимное узнавание.

Как следствие, Э. Адлер и М. Барнетт разработали трехступенчатую модель развития сообществ безопасности. Первая ступень предполагает наличие некоторых базовых условий, предшествующих образованию сообществ безопасности. К таким условиям относятся демографические и технологические изменения, сдвиги в глобальной экономике или изменения в восприятии внешней угрозы. Корме этого значение имеют идеологические изменения, например, развитие новой интерпретации социальной реальности. На второй ступени возникают факторы, ведущие к развитию атмосферы взаимного доверия и коллективной идентичности, к которым кроме структуры власти и институционального процесса в частности относят когнитивные структуры – знание. На третьей ступени уже на основе доверия и коллективной идентичности формируется само сообщество безопасности.

Критика плюрализма строится на том, что этот подход не предлагает четкого описания механизмов, которые обеспечили бы создание сообществ безопасности, а также нет четкого критерия, определяющего степень интегрированности. Более того, в связи с тем, что плюрализм делает большой упор на понятие безопасности, то процесс интеграции попадает в полную зависимость о того, как проблема обеспечения безопасности воспринимается в конкретный промежуток времени. Тем не менее, важно учитывать, что основное отличие теории коммуникаций от других подходов к интеграции заключается в том, что она не привязывает интеграционные процессы ни к одному из существующих формальных интеграционных блоков. Благодаря теории коммуникаций представление о международных отношениях как об отношениях между государствами может быть расширено и включать в себя отношения между народами и обществами, что помогло выявить роль неформальных взаимоотношений и, соответственно, выявить фактор неформальной интеграции, который может стать необходимым условием для формальной интеграции. Кроме этого теория коммуникаций представляет широкие возможности для применения конструктивистского подходак интеграции, который делает упор на важность социально-идеологических факторов в процессе осмысления и построения социальной действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: