Компетенция Государственной Думы. Внутреннее устройство и органы Государственной Думы

Внутреннее устройство и органы Государственной Думы.

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

Государственная Дума является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации и состоит из 450 депутатов.

К ее ведению относятся:

1. дача согласия Президенту на назначение председателя Правительства;

2. решение вопроса о доверии Правительству;

3. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

4. назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

5. объявление амнистии;

6. выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности;

7. принятие федеральных законов.

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией федеральными конституционными законами, федеральными законами и Регламентом.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Дума принимает решение о числе заместителей Председателя.

Председатель Государственной Думы:

а) ведет заседания палаты;

б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты

в) организует работу Совета Государственной Думы;

г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Думы;

е) представляет палату во взаимоотношениях с Президентом, Советом Федерации, Правительством, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом, Генеральным прокурором, Центральной избирательной комиссией, Центральным банком, Уполномоченным по правам человека, со Счетной палатой, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями;

ж) участвует в согласительных процедурах;

з) направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения (далее - профильный комитет);

и) подписывает постановления Думы;

к) направляет в Совет Федерации проекты законов;

_________________________________________________________________

Билет № 17

1. Право граждан на участие в управлении делами государства.

Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:

1) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

2) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

3) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Право участия в управлении делами государства адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не «участвует «в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции Российской Федерации). Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.

2. Компетенция Совета Федерации. Органы и должностные лица Совета Федерации.- это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей. Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.

Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам: 1) федерального бюджета; 2) федеральных налогов и сборов; 3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 4) ратификации и денонсации международных договоров РФ; 5) статуса и защиты государственной границы РФ; 6) войны и мира

Органами Совета Федерации являются:

Совет палаты;

комитеты Совета Федерации;

комиссии Совета Федерации.

Должностными лицами Совета Федерации являются:

Председатель Совета Федерации;

первый заместитель Председателя Совета Федерации;

заместитель Председателя

председатель комитета, комиссии

первый заместитель и заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации,член комитета, комиссии Совета Федерации.

__________________________________________________________________

Билет № 18

1. Право граждан на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положенияхКонституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации,Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.Согласно ст. 31 Конституции России граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

2. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

3. Элементы правового статуса.

4. 1. Функции депутата.

5. 2. Права и обязанности.

6. 3.Гарантии.

7. Функции депутата - это основные направления их деятельности, в процессе осуществления которых депутаты решают стоящие перед ними задачи.

Функции:

1. участия депутата в выявлении, изучении, формировании и выражении воли избирателя;

2. функция участия депутата в подготовке, принятии и выполнении решений представи­тельного органа;

3. функция участия депутата в осуществлении контроля за реализацией решений предста­вительного органа, заработай государственных органов, предприятий, организаций и учреждений;

__________________________________________________________________

Билет № 19

1. Понятие и перечень социально-экономических прав и свобод.

это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К числу социально-экономических прав и свобод относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и другие.

  • Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)
  • Право на частную собственность
  • Трудовые права (право на труд и свободу труда)
  • Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства
  • Право на социальное обеспечение
  • Право на жилище
  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • Право на справедливое взимание налогов
  • Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.
  • Право на свободный выбор профессии

2. Правовое регулирование роспуска Государственной Думы.

согласно Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.

Конституция РФ в ст. 111, 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы:

1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии;

3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.

Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:

1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;

2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ

__________________________________________________________________

Билет № 20

1. Основные обязанности человека и гражданина.

Статья 44. Равенство обязанностей и прав

Каждый гражданин несет равные обязанности и права, предусмотренные законом.

Статья 45. Соблюдение Конституции Республики Тыва и законов Республики Тыва

Каждый обязан соблюдать настоящую Конституцию и законы Республики Тыва, уважать права, свободы и достоинство других лиц.

Статья 46. Участие в военной службе

Гражданин Российской Федерации несет военную службу. Порядок привлечения граждан к военной либо альтернативной гражданской службе устанавливается федеральным законом.

Статья 47. Охрана окружающей среды

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 48. Охрана исторического, культурного и духовного наследия

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического, культурного и духовного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.

Статья 49. Обязанности родителей и детей

1. Родители или лица, их заменяющие, обязаны содержать и воспитывать детей до совершеннолетия и обеспечивать получение ими основного общего образования.

2. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих престарелых и нуждающихся в посторонней помощи родителей.

Статья 50. Обязанность платить налоги и сборы

Каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы.

2. Внесение законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации.

__________________________________________________________________

Билет № 21

1. Гарантии основных прав и свобод.

— предусмотренные Конституцией РФ условия и средства (механизмы), обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и свободами и их всестороннюю охрану.

Обычно выделяются две группы гарантий — общие и специальные гарантии. Общие гарантии — это наличие конституционного строя, основанного на соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права, развитого экономического строя, типа экономики и социальной политики государства, обеспечивающих реальность социально-экономических прав и свобод; состояние политического режима и политической атмосферы, зрелость институтов гражданского общества и развитая демократия, предрасполагающие к активному участию в политической жизни страны. Это также материальное благополучие людей (материальная основа прав и свобод), отсутствие сложных социальных конфликтов, благоприятная духовно-культурная атмосфера, способствующая приобщению человека к истинным духовным ценностям, и др., что в своей совокупности определяет условия реализации и гарантированности основных прав и свобод граждан.

К специальным гарантиям относятся: а) закрепленные в Конституции механизмы, средства — гарантии основных прав и свобод; б) деятельность конституционно уполномоченных органов и лиц по обеспечению прав и свобод. Это право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; гарантированная Конституцией каждому судебная защита его прав и свобод (ст. 46); предусмотренное Конституцией право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами (ст. 53); положение Конституции о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (запрет обратной силы закона — ст. 54); установленный в Конституции запрет, обращенный к законодателю, не издавать законов, отменяющих или ущемляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55); закрепление в Конституции гарантий правосудия: презумпция невиновности (ст. 49); право каждого задержанного, заключенного под стражу пользоваться помощью адвоката (ст. 48), запрет повторного осуждения за одно и то же преступление; недействительность незаконно полученных доказательств; право на пересмотр приговора (ст. 50) и др.

2. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе Российской Федерации.

3. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях, если иной порядок не предусмотрен законодательством или Регламентом. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных его положений Конституции РФ, актуальности и практической значимости. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета палаты. Рассмотрение законопроекта, внесенного Президентом РФ, Правительством РФ, субъектом РФ, начинается с обоснования их представителями необходимости законопроекта и заканчивается их заключительным словом с анализом высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний. В ходе рассмотрения заслушиваются предложения и замечания депутатов и депутатских объединений, полномочного представителя Президента РФ, представителей Правительства РФ, законодательных органов субъектов РФ и других лиц, приглашенных для участил в обсуждении.

4. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний, отклонить законопроект или принять закон. В случае принятия законопроекта Дума устанавливает сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение. Дума может также принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

5. Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Это решение оформляется постановлением.

________________________________________________________________

Билет № 22


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: