IV – модернизация, не начался

Приватизация есть процесс преобразования государственной или муниципальной собственности в частную. Частная собственность – это собственность в любых формах, не являющаяся государственной или муниципальной. Возможна смешанная собственность, когда государство имеет долю в капитале компании наряду с частными физическими или юридическими лицами. В таких случаях компанию можно считать частной, если доля государства или муниципальных образований меньше 50%.

Официальная идеология периода перестройки предполагала разгосударствление, т.е. постепенное преобразование госпредприятий в акционерные общества, паевые товарищества и т.п., поначалу с контролем со стороны государства. Мелкие и средние предприятия можно преобразовать в кооперативы, сдавать в аренду с выкупом, продавать. Эта идеология оказалась ущербной. Она просто подтолкнула процесс стихийного растаскивания госсобственности. Спонтанная приватизация проходила в период с 1980-х по 1990-е, когда многие государственные предприятия были перерегистрированы на имя директоров

Чековая приватизация - программа приватизации была одобрена Верховным Советом в 11 июля 1992 г. Программа запретила любые методы приватизации, кроме тех, которые были предусмотрены в ней самой. Тем самым был положен конец спонтанной и номенклатурной приватизации, т.е. растаскиванию госсобственности, по крайней мере в наиболее наглых формах. Процесс был введен в какие-то законные, пусть и несовершенные, рамки. Приватизационные чеки-ваучеры раздавались всем гражданам России. Принципиальное положение – полученные ваучеры гражданин вправе продавать и покупать. Это, собственно, основное новшество, внесенное А. Б. Чубайсом. Была предпринята попытка создания инфраструктуры рынка капиталов, для чего предлагалось создавать чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Владельцы ваучеров могли обменять их на акции сами, через посредников или обменивать их на акции ЧИФов, которые, в свою очередь, сосредотачивая у себя ваучеры, должны были посредством их формировать портфели акций предприятий, доход от которых позволил бы им выплачивать дивиденды своим акционерам. Кроме ЧИФов, была создана система государственных органов приватизации по всей стране, на вершине которой стояли Госкомимущество (ГКИ), ныне Министерство имущественных отношений, и Российский фонд федерального имущества (РФФИ). Ключевые положения программы – три модели приватизации или, как их точно называли, три варианта льгот трудовым коллективам. I модель предполагала, что 25% привилегированных ("безголосых") акций приватизируемого предприятия бесплатно распределяется среди его работников. II модель приватизации допускала получение работниками предприятия 51% голосующих акций, т.е. контрольного пакета. III модель, чисто директорская. Руководство (инициативная группа) получало право выкупить 20% акций по низким ценам, но при условии формального согласия 2/3 трудового коллектива и при обязательстве избежать банкротства. Итог выбора моделей приватизации оказался весьма красноречивым: I модель – 24%; II модель – 75%; III модель– 1%*.
Результаты подвергались и подвергаются жестокой критике. Главные ее тезисы:
• народ ограблен, ваучеры оказались бумажками;
• ценнейшие объекты отданы даром, бюджет ничего не получил;
• обещанные эффективные собственники не появились. Приватизация, напротив, способствовала падению производства и снижению производительности.
В середине 1994 г. чековая приватизация завершилась.

Денежная приватизация - главная задача не скорость, а выручка от продажи госимущества, пополнение бюджета. Приватизация должна была закрыть 16% дефицита консолидированного бюджета. Потом на сцену вышли залоговые аукционы, составившие самую яркую страницу второго этапа приватизации. Суть ее состояла в следующем: ряд российских банков после аукциона предоставляет кредит Правительству под залог принадлежащих ему акций ряда предприятий. От залоговых аукционов правительство до конца 1995 г. получило около1 млрд. долл. Задание по приватизации было выполнено, финансовая стабилизация состоялась.

В 2000 г. реально начался новый этап реформирования и структурной перестройки российской экономики, который можно назвать этапом модернизации. Его задача – обеспечить высокие устойчивые темпы экономического роста и осуществить необходимые для этого структурные и институциональные изменения. Сейчас же целесообразно поставить приватизацию на службу модернизации, т.е. реконструкции и повышению эффективности российских предприятий. Это означает прежде всего привлечение инвестиций.

78. Продуктивные институты, процессы трансформации в России и стратегии реформ.
20 лет для культуры — это целая эпоха, и постоянные подвижки наносят удар российскому менталитету. Если копировать схему развития инстинктов, то стоит вспомнить пример США. Скажем, мексиканцы в XIX веке свергли монархии, перенаписали конституцию и приняли новый закон всей Мексики. Однако лучше никому не стало: культуры различны, привычки показывают страновую дифференциацию. Оттого существует культура продуктивная и непродуктивная. Продуктивная считает, что частная собственность должна пользоваться абсолютной защитой государства, так как она создаёт правильные стимулы: мы можем смотреть на успехи в развитых странах и понимать, что там защищается частная собственность.
Продуктивные институты.

• Открытая конкурентная экономика

• Доминирование частной собственности

• Дисциплина контрактов

• Налоговая система подконтрольная налогоплательщикам

• Эффективные государственные службы

• Прозрачность компаний, высокий радиус доверия

• Демократическая политическая система

• Законопослушность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: