Циклические концепции развития культуры

Идеи циклического развития, имеют наиболее давнюю историю, ибо формирование их связано с древнейшими представлениями о циклических процессах в природе, запечатленных в соответствующих календарных праздниках, с осознанием судьбоносной цикличности человеческой жизни.

Смутное проявление циклической концепции можно найти в древней мысли Индии, Китая, в истории Древней Греции. В европейском средневековье доминирующей была концепция линейного развития, и лишь в эпоху Возрождения вновь была востребована теория циклического развития.

Представитель позднего Возрождения Н. Макиавелли (1469-1527) обратил внимание на смену периодов подъема и упадка в развитии древних империй. Макиавелли в “Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия” пишет о чередовании в истории периодов “доблести” и “порока”, “порядка” и “развала”, “мощи” и “немощи”, присущих тем или иным древним империям, которые сменяли друг друга.

Вико (1668-1744). В “Новой науке” он приводит логический анализ человеческой культуры, различных ее форм и проявлений с тем, чтобы познать смысл истории вообще, а не той или иной конкретной эпохи. В книге первой он упоминает о древней истине египтян о том, что время, протекшее до них, они сводили к трем векам: веку богов, героев и людей. Вико принимает это как основание всеобщей истории, которую намерен создать. По мере исторической эволюции, по Вико, формируются и сменяют друг друга различные эпохи и “века”.

В книге второй, просвященной Веку Богов, говорится, что люди сами выдумали себе богов, ибо верили, что все необходимые и полезные вещи суть божества. Третья книга посвящена Веку Героев. Вико убежден, что поэмы Гомера могли быть порождены только грубым, жестоким, “героическим” временем. В книге четвертой речь идет об эпохе Людей. Вико указывает на необходимую обусловленность языка, политики, нравов, искусства и прочего тем типом эпохи, в которых они существуют. В пятой книге Вико обращается к материалу второго цикла, или второго круга, развития истории. Он анализирует те темные века, в которых зародилось христианство, и по мере естественного поступательного движения, начался новы виток развития наций, вернулись “Божественные времена”. Вико вновь иллюстрирует этапы прохождения следующего цикла, но уже не так скурупулезно.

Связь древности и современности подтверждает неустранимую преемственность человеческой культуры и ее целостность. Он не говорит об отдельной, временной Истории, а об идеальной истории вечных законов, в соответствии с которыми движутся Деяния Наций в их возникновении, в движении вперед, состоянии, упадке и конце.

Приверженцем циклических воззрений на развитие культуры был П. А. Сорокин, “Социальная и культурная динамика”. 4-х томная монография.предлагает рассматривать культуру не как случайно скопление разнообразных её элементов, а как некое причинное или функциональное интегральное единство. выделяет культ. интеграцию по меньшей мере четырех типов: пространственную, внешнею, функциональную, логическую. функц. взаимосвязь всех элементов в культуре означает, что устранение одного из важных элементов может заметно повлиять на функции остального синтеза, нарушить единство культуры.логико-смысловая интеграция - метод. прим. исслед. исходит из общего знаменателя для всех сущ. в данной культуре элементов (общий знаменатель - это единообразие или подобие главного смысла или идеи, которое пронизывает все логически связанные элементы).

(вобще это основные и главные концепции культуры.Но на всякий случай, нашла у себя клевую табличку, можно еще ее посмотреть, хотя не уверенна, что это будут спрашивать, это уж совсем для культурологов))

  Название подхода, концепции   Основные представители этих подходов   Содержательный смысл культурологических подходов и концепций
Диффузионизм – теоретическая модель историко-культурного процесса на основе методологии культурологических, антропологических, этнографических исследований. Зародился во второй половине XIX в. в Германии и Австрии. Его идеи развивали немецкие ученые Л. Фробениус (1873-1938); Гребнер (1873-1934); австрийские – В. Шмидт (1868-1954), В. Копперс (1886-1961); английские – Риверс (1864-1922), Г. Чайлд (1892-1957) и др. этнологи и антропологи. Диффузионисты ввели понятие «культурныйдиффузионизм», которое основывается на взглядах о пространственном перемещении, распространении культуры из центра в культурные провинции («круги»). Сменяющие друг друга во времени культурные круги образуют культурные слои. Вся история культуры – это история перемещения нескольких «культурных кругов» и их механического взаимодействия. Человек не является творцом культуры, а лишь ее носителем.
  Школа «анналов» (или «новая историческая наука») - научное направление, основанное не только на данных истории, но и социологии, этнологии, географии и др.   Возникла во Франции в 20-е годы ХХ в. Основатели М. Блок (1886-1944), Л. Февр (1878-1956) и др. Позднее течение представляли Ф. Бродель (1902-1985), в 80-е годы – Ж. Ле Гофф (1924), Ж. Дюби (1919) и др.   Суть школы «анналов» состояла в замене классической «истории-повествования», «историей-проблемой», в стремлении создать «тотальную» историю, описывающую все: экономику, социальные процессы, культуру, общество в целостности его глубинных структур.
  Гуманитарная культурология – условное название направления в науке о культуре, занимающегося преимущественно ценностно-смысловыми, «человековедческими» вопросами. Носит междисциплинарный характер, представляя собою синтез различных гуманитарных наук.   Истоки данного направления глубоки и многосторонни. По мнению исследователей, сюда относятся культурологические взгляды Р. Вагнера (1813-1883), Ницше (1844-1900), Н. Чернышевского (1828-1889), В. Соловьева (1853-1900), Н. Бердяева (1874-1948), А. Богданова (1873-1928), А. Камю (1913-1960), Ж. Сартра (1905-1980), Т. Адорно (1903-1969), Г. Маркузе (1898- 1979), а также А. Хомякова (1804-1960), Н. Данилевского (1822-1885), К. Победоносцева (1827-1907), О. Шпенглера (1880-1936) и др.   Гуманитарная культурология близка другим смежным с нею гуманитарным дисциплинам: искусствознанию, литературоведению, лингвистике, семиотике, философии и исторической антропологии. Гуманитарная культурология изучает универсальные смысловые структуры, принадлежащие культуре. Ее интересует не реальность социума как таковая, а его гуманитарное ценностно-смысловое «измерение» и истолкование.
  Школа интеллектуальной истории – направление, ориентирующееся на изучение социально-политических, экономических, философских, научных, религиозных и др. идей, играющих ключевую роль в процессе познания.   Начало положил американский историк П. Миллер своей книгой «Сознание Новой Англии» (1935). Современные представители этой школы Дж. Хайам, К. Бринтон, Р. Стромберг, Р. Дарнтон, Д. Холлинджер, А. Вэйси, Д. Росс, Дж. Вуд и др.   Основными направлениями школы интеллектуальной истории являются: 1) исследование развития и изменения центральных достижений человечества; 2) выполнение главенствующей роли в междисциплинарном «кооперировании» общественных наук; 3) в культурологии исследование идей, возникающих в процессе познавательной, эстетической или любой другой жизнедеятельности людей.
  Игровая концепция – научное направление, доказывающее, что источником культуры является способность человека к игре.   Первые суждения об игровом космосе высказал древнегреческий философ Платон. Немецкий философ XVIII в. И. Кант (1724-1804) выделил эстетическое «состояние игры». Ф. Шиллер (1759-1805) – немецкий поэт, философ и историк создал теорию искусства как игры. Голландский историк, теоретик культуры Й. Хейзинга (1872-1945) разработал игровую теорию культуры. Оригинальные мысли об игре и культуре сформулировал Г. Гессе (1877-1962) – швейцарско-немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии.   Сторонники этой концепции (Хейзинга) доказывали, что человеческая культура возникает и развивается в игре, носит игровой характер, игра скорее, нежели труд, была формирующим элементом культуры. Согласно Гессе, «как идея – игра существовала всегда. Игра состоит «из сложных ассоциаций и играет сплошными аналогиями». Она самоценна, ибо цель игры – сохранение самой игры, а значит и культуры».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: