Популяризация науки в медиатексте: функции и принципы научной популяризации. Виды произведений о науке. Жанры научной популяризации

Популяризация науки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определенный уровень подготовленности для получения информации).

Первая задача научного журналиста заключается в том, чтобы обработать очень подробную, специфическую, и часто загруженную жаргоном информацию, собранную учёными, в такую форму, что средний потребитель СМИ мог её понять и оценить, в то время как информация всё ещё передаётся точно. Научные журналисты зачастую имеют углублённую подготовку по конкретным научным дисциплинам, которые они охватывают — они были учеными и врачами, прежде чем стать журналистами — или, по крайней мере, проявили талант в описании научных тем.

Средства популяризации науки — источники научно-популярных знаний. Наиболее эффективным средством популяризации науки является СМИ. Благодаря многомиллионным читателям, слушателям и зрителям, наука проникает в широкие массы людей.

Среди других средств популяризации одним из наиболее распространённых является научно-популярная литература. Она включает в себя не только книги о науке, предназначенные для широкого круга читателей, но и научно-популярные журналы. Научно-популярный журнал обычно содержит новости науки, научно-популярные статьи, колонку интересных фактов и фоторепортажи. В научно-популярном журнале содержится очень много иллюстраций, таблиц, ссылок, интересных фактов в статьях. Все статьи выдержаны в научно-популярном стиле. Статьи этих журналов пишут не только журналисты, но и учёные со степенью.

Например:

"Наука и жизнь"

"Популярная механика" - eжемесячный журнал

Самое старое из средств, научно-популярная литература не просто популяризирует науку, но и ещё заставляет читателя задуматься о какой-то проблеме или поломать голову над занимательными математическими задачами. Научно-популярные телеканалы и телепередачи, радиостанции и радиопередачи, и фильмы предоставляют зрителю в основном лишь развлекательную информацию (компьютерные анимации, занимательные эксперименты, инсценировки и т. д.).

Интернет средство позволившее соединить в себе все предыдущие средства, и более того, сделать их интерактивными — пользователь Интернета может их прокомментировать или даже внести в них изменения (например, в случае если статья сделана по технологии вики).

"Мембрана" - научно-популярный интернет-журнал (очень популярная штука)

"Элементы"-популярный сайт о фундаментальной науке

Наблюдается почти полное совпадение литературных форм у научной и научно-популярной литературы. По аналогии с научной литературой вполне возможна и научно-популярная монография, не говоря уже о совершенно обычных, «нормальных» и для научной, и для научно-популярной литературы статьях, очерках, обзорах и т.д. Эссе – единственная форма, которую можно встретить и в художественной литературе (в публицистике), и в научно-популярной.

Функции научной популяризации:

1 1. Информационная (Пропагандируя научные знания, ученый передает массам последнее слово в науке и тем самым знакомит их с этим новым знанием, способствуя повышению их образовательного уровня и решая просветительскую задачу. Научные знания духовно обогащают читателя научно-популярной книги, пробуждая в нем дальнейший познавательный интерес, способствуют развитию его творческой инициативы, наконец, приобщают к знанию.)

1 2. Мировоззренческая (предполагает изложение в научно-популярной книге естественнонаучных знаний и законов природы, освещение достижений в разработке теоретических проблем, открывающих новые перспективы науки и на ее основе новые возможности прогресса производства. Примерами научных решений, оказавших особое влияние на понимание объективной реальности мира, были теория естественного отбора Дарвина, периодический закон Менделеева, учение об условных рефлексах Павлова. Реализация функции формирования научного мировоззрения непосредственно связана с приобщением человека к научным знаниям, воспитанием у читателя восприимчивости, понимания сути науки, научно-технического прогресса. Популярные издания по искусству выполняют важную функцию эстетического воспитания.)

1 3. Практическая (содействия решению читателем практических задач; профессиональной ориентации читателя; адаптации его к определенным условиям. Подготовка читателя к реализации полученных сведений)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: