Монополия: сущность и виды

Монополия- это тип рыночной структуры, который характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей.

Основные признаки монополии:

1.На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы- монополиста аналогично отрасли в целом.

2.Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.

3.фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль. Его называют «искателем цены» или «диктующим цену».

4.Вступление в отрасль заблокировано, т.е. существуют экономические, юридические, технические и другие барьеры вступления в отрасль.

5.Существуют ограничения в доступности информации.

Виды монополии:

1.Естественная монополия. Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии- это экономия от масштаба производства(Газпром)

Естественная монополия является той рыночной структурой, которая минимизирует издержки в отрасли и даже получает положительную экономическую прибыль.

2.Закрытая монополия.

3. Открытая монополия. Ими часто являются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Но с течение времени часто на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: