Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция - это такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Теория монополистической конкуренции была впервые описана в работе Эдварда Чемберлина «Теория монополистической конкуренции»(1933) и независимо от него - Джоан Робинсон в работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Как видно из названия, модель монополистической конкуренции совмещает в себе монополистические и конкурентные аспекты.

Каковы же основные черты монополистической конкуренции?

1.Как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, т.е. является «искателем цены».

2.Как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля.

3. Здесь отсутствует взаимная зависимость фирм, а тайный сговор практически невозможен.

4. Экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую (товарную) конкуренцию.

Именно убывающая кривая спроса, отражающая существование дифференциации продукта, отличает монополистическую конкуренцию от совершенной. Если монополистический конкурент снизит свою цену, то спрос на его продукцию возрастет, т.к. некоторые покупатели переключатся на его товар с продукции других продавцов. Но т.к. продукция различается, то не все переключатся на нее. Продукт может дифференцироваться по качеству, по услугам, по размещению, могут быть и мнимые различия, созданные посредством рекламы, упаковки, использования торговой марки. Теорию монополистической конкуренции можно понять, рассмотрев краткосрочное и долгосрочное состояния равновесия дл фирмы в условиях монополистической конкуренции. Тем самым мы увидим, как фирмы выбирают объем производства и устанавливают цену, максимизирующие их прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: