Методы олигофренопсихологии

Предмет и задачи и методы психологии умственно отсталых детей

Психология умственно отсталых детей — одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов.Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.Психология умственно отсталых детей находится на стыке многих наук и в значительной мере зависит от степени разработанности теоретических проблем философии, детской неврологии и психиатрии, физиологии, высшей нервной деятельности, детской, возрастной и специальной психологии, общей и специальной педагогики, социологии. Задача психологии умственной отсталости — определение своеобразия общих, особых и индивидуальных черт, присущих психике умственно отсталых детей, выявление характерных для них недостатков и имеющихся положительных возможностей, обусловливающих развитие ребенка и его способность социально адаптироваться. Психология умственной отсталости непосредственно связана с решением проблемы дифференциальной диагностики, а также с вопросами коррекционно-направленного воспитания и обучения, предусматривающими последовательную подготовку умственно отсталого ученика к интеграции в окружающую среду.

Методы олигофренопсихологии

Метод - это способ получения информации о том или ином факте. Современная психология выделяет основные и дополнительные методы изучения психики. Основными являются наблюдение и эксперимент. Среди дополнительных выделяют метод тестов, метод опроса, метод моделирования, анализ продуктов деятельности и т.д.

Наблюдение в психологии - это научный метод исследования, не ограниченный простой констатацией и регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психического явления. Эксперимент в психологии - изучение психического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяются замысел эксперимента и его цель.Олигофренопсихология использует весь арсенал научных методов исследования, но их выбор определяется целью и задачами каждого конкретного исследования и особенностями исследуемой группы испытуемых. Наблюдение как метод олигофренопсихологии применяется достаточно широко, т.к. не требует создания особенных условий для проведения изучения и понимания инструкции испытуемыми. Эксперимент как метод используется реже, т.к. существуют ограничения по возрасту испытуемых, сложности в понимании инструкции умственно отсталыми детьми, возможно возникновение "эффекта присутствия экспериментатора и, соответственно, искажения результатов. Дополнительные методы - тесты, опросы, анализ документов, анализ продуктов деятельности применяются в практике психолого-педагогического изучения детей с недоразвитием интеллекта. Например, анализ документов в варианте изучения анамнеза ребенка является первоначальным этапом диагностической процедуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: