Спад революции до июня 1907 года

  • Массовые крестьянские волнения
  • Восстание солдат и моряков Балтийского флота
  • Преобразование Государственного Совета в верхнюю палату парламента
  • Выборы и начало работы I Государственной думы, её роспуск 10.07 1906 «Дума народных надежд на мирный путь». Вопросы: аграрный, программа демократизации.
  • Деятельность II Государственной думы, её роспуск и введение нового избирательного закона. Вопрос- аграрный. Оказалась более «левая», чем первая Дума, разогнана.под надуманным предлогом подготовки государственного переворота.
  • Начало аграрной реформы Столыпина (право выхода крестьянина из общины с землей)

Итоги первой русской революции:

  • Сложились новые государственные структуры – начала развития парламентаризма.
  • Некоторое ограничение самодержавия
  • Введены демократические свободы, отменена цензура, разрешены профсоюзы, легальные политические партии
  • Буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны
  • Улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9-10 часов.
  • Отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения
  • Ограничена власть земских начальников

24. История Государственной Думы. Опыт думского парламентаризма в России.

В апреле 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории страны собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель.

В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство. Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным.

Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики. Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. - изменение избирательного закона. Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско-кадетский блок.

Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты,мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши.

Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек).

За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Вывод: третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы: многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

IV Государственная Дума (1912-1917 гг.) - председатель Родзянко. Дума распущена временным правительством связи с началом выборов в Учредительное собрание.

25. Столыпинская аграрная реформа экономическая, социальная, политическая сущность, итоги, последствия.

1. Сущность аграрной реформы

Столыпинская аграрная реформа, буржуазная реформа крестьянского надельного землевладения в России. Началась указом 9 ноября 1906, прекращена постановлением Временного правительства 28 июня (11 июля) 1917. Названа по имени председателя Совета министров П. А. Столыпина, инициатора и руководителя реформы.

Социально-экономическая сущность столыпинской аграрной реформы определена В. И. Лениным: "Капиталистическое развитие России сделало уже такой шаг вперед за последние полвека, что сохранение крепостничества в земледелии стало абсолютно невозможным, устранение его приняло формы насильственного кризиса, общенациональной революции". Поражение Революции 1905-07 позволило царизму и помещикам попытаться провести объективно назревшую ломку пережитков крепостничества путём реформ. Они стремились устранить пережитки крепостничества в крестьянском надельном землевладении при сохранении помещичьего землевладения, главного оплота кабалы и отработок. Размах революционной борьбы крестьянства в 1905-1907 вынудил царизм отказаться от попыток "... представить себя в глазах народных масс стоящим "над классами", охраняющим интересы широкой массы крестьян, оберегающим их от обезземеления и разорения" (там же, т. 23, с. 260) и принять меры для установления экономического и политического союза помещиков и царизма с крестьянской буржуазией. Разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности составляло главное содержание столыпинской аграрной реформы.

Разрешением продажи и купли наделов правительство облегчало отлив бедноты из деревни и концентрацию земли в руках кулачества. Проводимое в ходе реформы землеустройство было направлено в первую очередь на создание хуторов и отрубов на крестьянской надельной земле. Делалось это с грубым нарушением интересов остающихся в общине крестьян, т.к. выходившим на хутора и отруба нарезались лучшие земли [4, C. 113].

В осуществлении столыпинской аграрной реформы значительной была деятельность Крестьянского банка. Наибольшие суммы банковских ссуд на покупку земли выдавались отдельным домохозяевам, а в их числе - на льготных условиях - владельцам хуторов и отрубов. 3/4 собственного земельного фонда банк продал владельцам хуторов и отрубов. В годы С. а. р. расширились масштабы крестьянских переселений (см. Переселенчество), правительство стало активно содействовать переселению деревенской бедноты из центральных губерний России на окраины, особенно в Сибирь. Однако освоение новых земель было не под силу разорённому крестьянству. Из 3 млн. чел., переселившихся за 1906-16, возвратились на прежние места 548 тыс. чел., т. е. 18%.

Итоги столыпинской аграрной реформы свидетельствовали о её провале. Несмотря на нажим правительства, из общин вышло к 1 января 1916 всего 2478 тыс. домохозяев с 16 919 тыс. дес. земли, что составило всего 26% числа общинных дворов и около 15% площади крестьянского общинного землевладения [5, C. 108].

Столыпинская аграрная реформа ускорила и облегчила процесс вовлечения крестьянской надельной земли в торговый оборот. На его основе росла классовая дифференциация крестьянства. 1079,9 тыс. домохозяев (53% вышедших из общины) продали за 1908-15 надельной земли 3776,2 тыс. дес. (22,4% всего надельного землевладения). Подавляющая масса крестьян, продававших землю, разорялась. Усилилась концентрация надельной земли в руках кулачества.

Не оправдались надежды царизма на массовое создание хуторов и отрубов как опорной базы "крепкого" крестьянства. За 1907-16 новое участковое землевладение составило на надельной земле 1317 тыс. хозяйств с 12 777 тыс. дес.; на земле, купленной с помощью Крестьянского банка, - 339 тыс. хозяйств с 4137 тыс. дес.; на казённых землях - 13 тыс. хозяйств с 224 тыс. дес.; всего - до 1670 тыс. хозяйств с 17 138 тыс. дес. земли. Организация хозяйства на хуторах и отрубах требовала значительных средств и была разорительной для основной массы крестьянства. Число зажиточных хуторов и отрубов было ничтожным. Ярким показателем провала столыпинской аграрной реформы был голод 1911, охвативший основные земледельческие районы России, от которого пострадало более 30 млн. чел. сельского населения [1, C. 116].

2. Ход Аграрной реформы

Наладив деятельность Крестьянского банка, правительство вплотную занялось реализацией указа 9 ноября 1906 г. На места заспешили министерские ревизоры, потребовавшие от губернских и уездных чиновников, чтобы все их силы сосредоточились на проведении аграрной реформы. Земские начальники, уличенные в нерадивости, увольнялись в отставку. Это резко подхлестнуло активность тех, кто оставался на службе. Явившись в то или иное село и собрав сход, они первым делом спрашивали: "Почему не укрепляетесь? Кто вас смущает?" Печать была переполнена сообщениями о произволе администрации. Аресты сельских старост и отдельных крестьян, запрещение высказываться на сходах против указа, вызов стражников и содержание их за счет общества - таков перечень средств, наиболее широко применявшихся властями. Практиковалась и административная высылка особо активных противников реформы из числа крестьян. Сведения о таких высылках можно найти и в литературе, и в архивах. К сожалению, общее число крестьян, высланных за агитацию против реформы, до сих пор не подсчитано. Психология государственных деятелей, говорящих одно и делающих другое,- явление поистине загадочное.

По-видимому, редко кто из них в такие моменты сознательно лжет и лицемерит. Благие намерения провозглашаются чаще всего вполне искренне. Тот же Столыпин, как мы помним, изначально вовсе не хотел насильственною разрушения общины. Другое дело, что не они, выступающие с высоких трибун, составляют множество тех бумаг, в которые и выливается реальная политика. Они их только подписывают, не всегда успев даже бегло просмотреть, не запомнив и, конечно же, не имея представления, какова статистика тех или иных распоряжений. Если при подписании какого-либо документа возникнет сомнение, то докладывающий его чиновник (человек, несомненно, толковый и дельный, показавший свою преданностью тут же все объяснит или предпримет какой-либо маневр. В крайнем случае - обидится (это на начальство тоже иногда действует). После недолгих колебаний документ будет подписан. Третьеиюньский государственный переворот коренным образом изменил обстановку в стране. Крестьянам пришлось оставить мечты о скорой "прирезке". Темпы реализации указа 9 ноября 1906 г. резко возросли. В 1908 г. по сравнению с 1907 г. число укрепившихся домохозяев увеличилось в 10 раз и превысило полмиллиона.

В 1909 г. был достигнут рекордный показатель - 579,4 тыс. укрепившихся. Представители правительства, в том числе Столыпин, жонглировали этими цифрами в законодательных собраниях и в беседах с репортерами. Но с 1910 г. темпы укрепления стали снижаться. Искусственные меры, введенные в закон 14 июня 1910 г., не выправили кривую. Численность выделяющихся из общины крестьян стабилизировалась только после выхода закона 29 мая 1911 г. "О землеустройстве". Однако вновь приблизиться к наивысшим показателям 1908-1909 гг. так и не удалось. За эти годы в некоторых южных губерниях, например в Бессарабской и Полтавской, общинное землевладение было почти совсем ликвидировано. В других губерниях, например в Курской, оно, утратило первенствующее положение.

3. Значение аграрной реформы

Достижение реального прогресса в области внедрения рыночных механизмов в земельные отношения - одна из основных задач экономической политики. Вместе с тем - это одна из сложнейших политических задач, решение которой до сих пор упирается и в приверженность старым идеологическим догмам, и в интересы крупных земельных собственников, которыми стали по существу многие бывшие руководители колхозов и совхозов.

Политика государства в АПН будет направлена на формирование реальных собственников имущественных лаев и земельных участков, развитие различных форм сельскохозяйственной кооперация. При этом нельзя допускать неконтролируемую скупку паев сельских жителей сторонними лицами в ущерб их эффективному использованию.

Будем двигаться по нескольким направлениям. Первое из них - законодательная база. В 1996 году необходимо принять Земельный кодекс Российской Федерации.

На базе права и под строгим государственным контролем будет сформирован рынок сельскохозяйственных земель, обеспечивающий реальный землеоборот и земельный залог.

Второе направление - стимулирование создания жизнеспособных агрофинансовых групп, в том числе посредством целевой продажи государственных пакетов акций. Третье направление - поддержка производства отечественных продовольственных товаров и защита внутреннего рынка. Мы должны создать стабильные условия для удовлетворения потребностей страны собственными продовольственными ресурсами.

Изменим механизм закупок в федеральные и региональные продовольственные фонды. Порядок их финансирования будет включать обязательную авансовую оплату, а государственные подрядчики будут определяться на конкурсной основе [2, C. 130].

Взамен действующей неэффективной практики предоставления прямых дотаций и льготных кредитов производителям создадим систему гарантирования и страхования экономических рисков при заключении срочных государственных контрактов на поставку продовольствия.

Будем развивать кредитные союзы и банки, ориентированные на село, а размеры импортных таможенных пошлин жестко увяжем с уровнем рентабельности отечественного производства. Продолжится стимулирование создания инфраструктуры аграрного рынка за счет внедрения системы залога и вексельного обращения. Установим 50-процентную скидку по оплате электроэнергии, использованной на производственные нужды.

Получит широкое распространение деятельность региональных лизинговых фондов для материально-технического обеспечения организаций и предприятий АПК на льготных условиях.

Будут сохранены все льготы по налогообложению и финансированию предприятий АПК. В частности, будет продлен срок действия льготы по налогообложению фермерских хозяйств.

Для тех, кто только приступает к созданию собственного дела на селе, мы предполагаем существенно сократить налоги, вплоть до полной их отмены.

Четвертое направление - преодоление локального монополизма. Будет положен конец локальному монополизму перерабатывающих, сбытовых и транспортных предприятий и сформирована конкурентная среда по всей цепочке движения сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю. Если мы не увеличим долю производителя в цене конечного продукта, крестьянину будет невыгодно работать при любой форме собственности.

Пятое направление - возрождение экспортного потенциала аграрного сектора России.

Если в 1996 году мы начнем реальную аграрную реформу, то уже в следующем году спад сельскохозяйственного производства будет преодолен. После этого можно ожидать стабилизации и подъема аграрного сектора. Намеченные меры позволят России войти в XXI век в качестве одного из ведущих аграрных экспортеров мира.

Через четыре года наша экономика преобразится.

К 2000 году основные цели экономическом реформы, начатой в 1992 году, будут достигнуты. Признаками этого станут вхождение экономики в фазу подъема с ежегодными темпами роста более 4%, становление современного хозяйственного законодательства, практическая отладка механизмов управления рыночной экономикой, укоренение рыночных стереотипов работы предприятий.

Через год у нас будет новая стимулирующая производство налоговая система. Льготы будут предоставляться только гласно и только на основании законов. Будет в целом завершен процесс приватизации. Приватизированные предприятия найдут подлинных хозяев. Одновременно будет выстроена система эффективного управления оставшимся у государства имуществом.

Уже в ближайшие годы начнется структурный поворот в сторону высокотехнологичных отраслей. Его обеспечат подъем внутренней инвестиционной активности и государственная поддержка экспорта продукции высоких технологий. Рубль превратится в твердую валюту - такую же, как валюты развитых стран, и будет котироваться в дальнем зарубежье. Основания для этого - снижение инфляции до 5% в год, после чего динамика цен перестанет быть фактором, негативно влияющим на экономику и благосостояние людей, переход экономики в стадию роста, накопление значительных валютных резервов, приток в Россию иностранных капиталов, рост конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, политическая стабильность [5, C. 111].

Заключение

Столыпнская аграрная реформа не привела к коренным социально-экономическим сдвигам и не смогла предотвратить назревание новой буржуазно-демократической революции в России.

В годы столыпинской аграрной реформы в стране развернулось массовое крестьянское движение, ведущее место в котором занимали антипомещичьи выступления. Наряду с ними широкое распространение получили столкновения крестьян с войсками и полицией в связи с проведением столыпинской аграрной реформы - так называемые "землеустроительные бунты". Усилилась борьба деревенской бедноты против кулачества, в том числе против "новых помещиков" - хуторян и отрубщиков.

Целей у реформы было несколько: социально-политическая - создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препядствием на пути нарастания революции в деревне; социально-экономическая - разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где её поглотит растущая промышленность; экономическая - обеспечить подъём сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

26. Политические партии России начала XXв. Генезис, классификация, программа, тактика.

Социальные противоречия и неспособность правительства решать важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису, который выражался: 1)в борьбе трудящихся против самодержавного строя 2)в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного курса 3)в расширении процесса оформления политических движений и течений в партии.
На формирование партийной системы большое влияние оказали: во-первых, существенные отличия (по сравнению с Западной Европой), связанные с социальной структурой общества; во-вторых, своеобразие политической власти (самодержавия); в-третьих, многонациональность населения.
Особенности формирования политических партий:
1. На рубеже XIX-XX вв. интенсивно шел процесс формирования единой политической партии рабочего класса - РСДРП,
2. Образование партии рабочего класса ускорило создание других партий в России. В течение 1900-1901 гг. оформилась партия социалистов-революционеров (эсеров), претендовавшая на роль выразителей интересов крестьянства. Партии господствующих классов сложились в годы первой российской революции. И сразу были вынуждены приспосабливаться к быстро меняющейся обстановке. Им требовалось определенное время, чтобы осмотреться, выработать свои программные и политические лозунги, стратегию и тактику.
3. Происходило образование многочисленных национальных партий (в Польше, Литве, Латвии)
4. Ни одна страна в мире не имела (и не имеет до сих пор!) такого количества партий, как Россия. Если в конце XIX в. было создано всего три политические партии, то только за первые шесть лет XX в. - свыше 50, а в 1917-1920 гг. - около 90. Это объясняется прежде всего многонациональным составом населения и разновременностью созревания самосознания различных слоев населения.
5. Как и в других странах, в России партии не появились сразу в готовом виде. Вначале в передовых группах класса или даже классов возникали определенные идейно-политические настроения. Они чаще всего закреплялись созданием кружков. Затем оформлялись направления общественно-политической мысли, представители которых группировались вокруг журналов или газет, имеющих литературно-художественный или общественно-политический характер. Среди этих аморфных образований как в области мировоззрения, так и в организации постепенно происходило классовое и политическое размежевание, и чаще всего образовывалась не одна, а несколько партий.
В зависимости от политических целей, средств и методов достижения целей партии следует разделить на несколько категорий: 1)левые (социал-демократическая (эсдеки) - меньшевики; социалистическая (пролетарская) - большевики; неонародническая (социалисты-революционеры) - эсеры, трудовики) 2)либеральные (кадеты (конституционные демократы)) 3)консервативные (октябристы («Союз 17 октября»)) 4)монархические («Союз русского народа», «Русский народный союз имени Михаила Архангела») 5)анархические (более 20 групп, разделявших идеи П. А. Кропоткина, М. А. Бакунина)
Возникновение традиционалистских монархических партий и групп было связано с усилением оппозиции самодержавию. Своей главной задачей они считали защиту существующих в стране порядков, В 1900 г. в Петербурге создано общество «Русская беседа», одним из лидеров которого стал молдавский помещик В. М. Пуришкевич. Впоследствии партии подобного толка получили название «черносотенные», так как считали себя выразителями интересов простых русских людей («черная сотня» — податное посадское население). Монархические партии стали возникать в России после выхода в свет Манифеста 17 октября. Крупнейшими из них были «Союз русского народа» (А. И. Дубровин) и «Русский народный союз имени Михаила Архангела» (В. М. Пуришкевич).
Среди помещичье-монархических партий и организаций особое место занял «Всероссийский союз земельных собственников», образованный в ноябре 1905 г. В него вошли 53 крупных землевладельца. В программе этого союза нет ни демагогии, ни неясностей: все точки поставлены над «i», отброшены все условности (внешний лоск, «культурность»). Когда помещичьему классу стала угрожать потеря власти и собственности, он заговорил языком неприкрытой грубой силы. Так, в уставе союза земельных собственников не было ни слова о наделении крестьян землей, как будто этого вопроса вообще не существовало. В целях борьбы с революцией собственники ратовали за введение военного положения и применение военно-полевых судов, сокращение срока следствий, увеличение численности сельской полиции, защиту имений военной силой, возмещение убытков, понесенных помещиками. Эта программа и легла в основу деятельности царскою правительства, возглавленного после отставки графа С. Ю. Витте П. А. Столыпиным.
Программы монархических партий основывались на классической теории официальной народности графа Уварова (православие, самодержавие и народность) и содержали следующие основные положения:
1)сохранение самодержавной формы правления как исконной и единственно возможной в России
2)сохранение единой и неделимой России: по мнению монархистов, федерализм мог привести только к расколу и гибели страны
3)отстаивание интересов единственного «государственного» народа - великороссов
4)критика бюрократических порядков в стране как компрометирующих самодержавие
5)предоставление крестьянам права приобретать землю в частную собственность при сохранении общинных порядков
6)запрещение евреям иметь собственность и выезжать за пределы «черты оседлости», а также выселение в будущем всех российских евреев в Палестину.
В отношении Государственной думы мнения разделились. Часть монархистов (А. И. Дубровин, Н. Е. Марков) считали, что она должна быть только законосовещательным органом, другие (В. М. Пуришкевич) - законодательным. Значительное внимание черносотенцы уделяли борьбе с хаосом и анархией в стране и наведению в ней жесткого порядка. По данным прессы, только за осень 1905 г. от рук черносотенцев погибло около 4 тыс. человек, в том числе большевики Н. Э. Бауман и Ф. А. Афанасьев. В I и II Государственных думах представительство черносотенцев было незначительным, однако в 111 и IV Думах они были представлены достаточно широко.
К началу первой русской революции в стране были созданы или находились в процессе формирования политические партии, представлявшие интересы различных социальных слоев общества. Особенности системы политических партий России в начале XX в. были следующими:
1)ни помещики, ни деловая торгово-промышленная буржуазия, ни крестьянство не имели в то время «своих», выражавших их интересы партий
2)не было правительственной (в западном понимании) партии, поскольку Совет министров назначался не Думой, а лично царем и все российские партии в той или иной мере находились в оппозиции правительству, критикуя его политику либо слева, либо справа
3)ни одна российская политическая партия до февраля 1917 г. не прошла испытания властью
4)слабым местом политической системы России начала XX в. был механизм функционирования многих партий (нелегальный или полулегальный)
5)в Государственной думе были представлены далеко не все партии, особенно национальные
6)крестьянская Россия, российская «глубинка» была слабо охвачена процессом партийно-политического строительства, который шел в основном в административных и промышленных центрах страны.

Однако, несмотря на специфику образования как общероссийских, так и (особенно) национальных политических организаций, партии возникали и развивались в русле общих закономерностей. Тем самым было положено начало многопартийности в России.

27. Причины и начало I-ой Мировой войны. Участие в ней России.

Первую мировую войну вызвали противоречия между странами Тройственного союза и Тройственного согласия (Ан­танта).

Главным был англо-германский экономический, военно-морской и колониальный антагонизм. Германия, закрепившись в Африке и на Дальнем Востоке, мечтала отобрать у Великобритании ее колонии. Бо­рясь за преобладание на морях, эти государства постоянно увеличивали свои военно-морские силы.

Углублялись франко-германские противоречия из-за Эльзаса и Лота­рингии, отобранных у Франции после франко-прусской войны 1870-1871 гг. Германия претендовала на французские колонии в Африке.

Особой остроты противоречия европейских держав достигли на Бал­канах и Ближнем Востоке. В этом регионе Германия также пыталась расширить сферу своего влияния. Ее союзник - Австро-Венгрия после аннексии Боснии и Герцеговины готовилась к захвату Сербии. Россия стремилась сохранить свои политические позиции на Балканах, мечтала захватить проливы и Константинополь.

Россия в 1914 г. не была готова к войне. Военная реформа, начавшаяся после поражения в русско-японской вой­не, не завершилась. Программа строительства нового военно-морского флота из-за недостатка финансовых средств выполнялась медленно. С самого начала войны из-за низкой пропускной способности железных дорог русская армия испытывала недостаток в подвозе резервов и бое­припасов. Германская артиллерия значительно превосходила русскую. Особое отставание наблюдалось в обеспечении армии современными видами вооружения (автоматическое оружие, автомобильный парк, средства связи и др.). Неоправданно велика была численность русской конницы. Устарели военные доктрины. Высший командный состав был недостаточно квалифицированным. В ходе войны были смещены Вер­ховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич, начальник Генерального штаба Н.Н. Янушкевич и военный министр В.А. Сухомлинов. Николай II, принявший на себя должность Верховного главнокомандующего, не обладал военным опытом и руководил боевы­ми действиями лишь номинально. Свою бездарность в ходе войны про­демонстрировали многие командующие фронтами и армиями.

В июне 1914 г. в боснийском г. Сараево член заго­ворщической сербской организации "Черная рука" студент Г. Принцип убил наследника австрийского престола Франца Фердинанда. Это по­служило поводом для развязывания международного конфликта.

В июле (после консультаций с Германией) Австро-Венгрия предъя­вила Сербии ультиматум. Выполнение всех его условий оскорбляло Сербию и наносило удар по ее суверенитету. Несмотря на уступчивость Сербии, 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила ей войну. В ответ Россия, как гарант независимости Сербии, начала общую мобилизацию. Германия ультимативно потребовала ее прекратить и, натолкнувшись на отказ, 19 июля объявила России войну. Франция, союзник России, всту­пила в войну 21 июля, на следующий день - Англия. 26 июля было объ­явлено о состоянии войны между Россией и Австро-Венгрией.

В Европе сложилось два фронта - Западный (во Франции и Бельгии) и Восточный (против России). Русский фронт делился на Северо-Западный (Восточная Пруссия, Прибалтика, Польша) и Юго-Западный (Западная Украина, Закарпатье по границе России с Австро-Венгрией).

Германия планировала молниеносным ударом разгромить Францию, а затем перебросить войска против России, что позволяло ей избежать войны на два фронта. Однако Россия, немедленно выступив по просьбе союзников, сорвала стратегический замысел германского генерального штаба. В ходе военных действий на Восточном фронте выделяются че­тыре кампании.

1914 г. Первые военные действия на Восточном фронте - наступле­ние России в Восточной Пруссии и Галиции. Восточно-Прусская опера­ция сначала развивалась успешно для русской армии. Германия была вынуждена перебросить часть войск с Западного фронта, что позволило франко-английской армии выиграть битву на р. Марна и предотвратило падение Парижа. Усиленные германские части, воспользовавшись несо­гласованностью действий 1-й и 2-й русских армий в Восточной Прус­сии, нанесли им тяжелое поражение. Более успешно для русской армии сложилась ситуация на Юго-Западном фронте. Были разгромлены ав­стро-венгерские войска; занята вся Галиция. Германия спасла Австро-Венгрию от окончательного поражения, направив в Польшу подкрепле­ние, что заставило русских перейти к обороне. Кампания 1914 г. не принесла решающего успеха ни одной из воюющих сторон.

1915 г.Западный фронт стабилизировался, там происходила позици­онная борьба. Поля Европы оплели сети колючей проволоки, изрезали окопы. Германия планировала сосредоточить свои силы против России, чтобы разгромить ее. Весенне-летнее наступление Германии на Восточ­ном фронте окончилось поражением России. В результате тяжелейших боев она потеряла Польшу, часть Прибалтики, Западной Белоруссии и Украины. Однако стратегическая задача Германии - вывести Россию из войны - не была выполнена.

1916 г. Германия вновь направила основной удар прошв Франции. В феврале 1916 г. шли ожесточенные бои под крепостью Верден. Для ока­зания помощи союзникам Россия предприняла наступление на Юго-Западном фронте. Армия генерала А.А. Брусилова прорвала фронт и разгромила австро-венгерские войска. Вновь Германия была вынуждена перебрасывать свои части с Западного фронта для спасения Австро-Венгрии. Русское наступление помогло защитникам Вердена и подтолк­нуло Румынию выступить на стороне Антанты. На Кавказском фронте, образованном в 1915 г. против Турции (союзницы Германии), русские войска провели ряд успешных операций, заняли Трапезунд и Эрзерум. В 1916 г. Германия потеряла стратегическую инициативу.

1917 г. Февральская революция не привела к выходу России из вой­ны. Временное правительство объявило о верности союзническому дол­гу. Две военные операции (июнь - в Галиции, июль - в Белоруссии) закончились провалом. Немецкие войска захватили г. Ригу и Моонзунд­ский архипелаг на Балтике. Русская армия к этому времени оказалась полностью деморализованной. На фронте началось братание с против­ником. Вся страна требовала немедленного прекращения войны. В связи с этим большевики, придя к власти, провозгласили Декрет о мире и начали переговоры с Германией. Советская Россия вышла из первой мировой войны, заключив в марте 1918 г. Брестский мирный договор с Германией и ее союзниками (см. ниже).

Боевые действия на Западном фронте закончились после Компьен­ского перемирия в ноябре 1918 г. Германия и ее союзники потерпели поражение. Окончательные итога войны были подведены Версальским мирным договором 1919 г. В его подписании Советская Россия участия не принимала.

В первой мировой войне участвовало 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Основные противники: Англия, Франция, Рос­сия, Сербия, Япония, позднее Италия, Румыния и США - с одной сто­роны; Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария - с другой. По своему характеру война была несправедливой, захватнической с обеих сторон. Она принесла неисчислимые бедствия народам мира: было уби­то и умерло от ран 9,5 млн. человек, ранено 20 млн., из них 3,5 млн. остались калеками. Погибло большое количество мирного населения. Экономика многих стран была подорвана.

28. Победа февральской революции. Альтернативы развития России после Февраля. Октябрьский переворот 1917г. Современные оценки октябрьских развитий.

Начало 1917 года характеризуется всеобщим недовольством властью, что привело к революционному взрыву в столице России – Петрограде. К концу февраля более 80% петроградских рабочих были охвачены забастовкой. Всего бастовало 12 тыс. человек и 49 предприятий. Невский проспект заполнили демонстрации, в которых принимали участие представители социалистических партий и групп – эсеров, эсдеков и анархистов. 23 февраля (марта) колонну возглавили женщины, требовавшие хлеба и возвращения мужчин с фронта. 25 февраля экономические забастовки перерастают во всеобщую политическую стачку, проходящую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!» и т.д. Вечером следующего дня на Васильевском острове состоялось совместное заседание представителей ряда социалистических партий – эсеров, меньшевиков, межрайонцев, большевиков. Обсуждался вопрос о совместных действиях. Было решено продолжить всеобщую стачку и в случае необходимости быть готовыми к вооружённому восстанию и созданию временного революционного правительства. 27 февраля солдаты запасных полков стали переходить на сторону революции. Все попытки командующего Петроградским военным округом генерала Хабалова навести порядок, результатов не дали. 28 февраля всеобщая политическая стачка развернулась в Москве. 2 февраля было ясно, что происходит революция. Восставшие солдаты полностью овладели городом, в их руках находилась Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Зимний дворец и др. Царское правительство ушло в отставку, ряд министров был арестованы. Отрекли от престола царя.

Российская империя вступала с надеждой и тревогой. Важнейшим фактором, влиявшим на развитие событий с 1917 года, являлась деятельность первого состава Временного правительства во главе с князем Г.Е. Львовым. С этого момента оно столкнулось со всеми проблемами, которые не смогла решить старая власть. В соответствии со своей Декларацией и опираясь на завоевания Февраля, оно осуществило ряд демократических преобразований. Был принят закон о свободе собраний и союзов, упразднены цензура и другие репрессивные органы царского режима. Вместо департамента полиции создано Главное управление по делам милиции. Реорганизованы структуры и руководящий состав других государственных органов. Объявлена политическая амнистия. 27 февраля члены Думы приняли решение о создании Временного комитета во главе с председателем Думы М.В. Родзянко. Он узаконивал совершённый в Петрограде переворот, который был широко поддержан либеральной интеллигенцией, буржуазией, офицерством. Это сыграло принципиальную роль в переходе армии на сторону нового режима и в целом в победе Февральской революции.

Долгие годы Февраль рассматривался в советской историографии как этап по пути перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. Его самостоятельное значение явно недооценивалось историками. В последнее время, напротив, наметилась тенденция, связанная с идеализацией февральско-мартовских событий, которые трактуются как подлинно народная, демократическая революция, открывшая перед страной перспективу цивилизованного либерального развития, сорванную переворотом.

Между тем современники и участники происшедших на исходе зимы 1917 г. в России глубоких социальных потрясений оценивали их, как начало очередной русской смуты и трагедию народа. Русский мыслитель Ф. Степун отмечал, что «люди Февраля несли более тяжёлую ответственность перед страной и историей за случившееся, чем большевики. Порыв к свободе с самого начала таил в себе волю к разрешению». Невероятные амбиции и самоуверенность бывших лидеров оппозиции сменились растерянностью и беспомощностью в практических делах. Российские либералы и демократы оказались не способными к созидательной государственной работе. Усилялись позиции радикалов и большевиков. Февральский переворот имел тяжёлые последствия для России и её народа, вынужденного до конца испить чашу торжествующей революции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: