Такелажные работы (вязание узлов)

Работы с тросами принято называть такелажными. На моторной лодке и шлюпке

используются якорные, швартовные и буксирные тросы. Состояние и исправность судовых тросов имеет существенное значение для безопасности плавания и выполнения спасательных операций.

В зависимости от материала тросы разделяются на растительные, стальные и синтетические. Растительные тросы (пеньковые, манильские, сизальские, хлопчатобумажные) удобны в использовании, но они вытягиваются в сухую погоду и укорачиваются (садятся) во влажную (туго обтянутый растительный трос во время дождливой погоды следует, во избежание разрыва, ослаблять). Стальные тросы изготовляют из оцинкованных проволок. Они большей крепости, чем растительные, но и более жесткие, а потому не так удобны в работе. Синтетические тросы (капроновые, перлоновые, нейлоновые и др.) имеют ряд существенных преимуществ: их прочность в 2,5-4 раза выше пеньковых, они не подвержены коррозии и гниению, обладают плавучестью, хорошей эластичностью и большим удлинением при растяжении.

Для выполнения такелажных работ необходимо иметь специальный инструмент (свайки, драек, мушкель, полумушкель, лопатку, нож зубило, молоток и др.).

Все узлы на судах служат для связывания тросов или скрепления их с какими-либо предметами. Наиболее часто на маломерных судах применяются следующие узлы: прямой – для связывания двух концов тросов небольшого и примерно равного диаметра; рифовый – когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел; удавка – для быстрого закрепления троса за различные круглые предметы при буксировке и подъеме их на борт; выбленочный – при вязании троса за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность, а также для крепления бросательного конца к швартовому тросу; простой штык – для крепления швартового троса к причальным приспособлениям; стопорный – при креплении носового фалиня шлюпки за буксирный трос; шлюпочный – для закрепления троса при буксировке шлюпки; гачный – для закладывания троса на гак; шкотовый – для ввязывания троса в огон; беседочный – при креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: