Водонепроницаемость корпуса — основного конструкторского элемента лодки (шлюпки) — обеспечивает ее плавучесть. Корпус состоит.из продольных и поперечных связей (набора) и обшивки. Основная составная часть набора корпуса — киль, к носовой оконечности которого крепится форштевень, а к кормовой — ахтерштевень. Для придания поперечной прочности корпусу к килю крепятся шпангоуты. Систему шпангоутов связывает кильсон-продольная днищевая балка. Верхние концы шпангоутов связывают планширь и привальный брус. К набору корпуса крепится обшивка. С наружной стороны привальный брус предохраняет обшивку от повреждений при различных ударах. Обшивка является наружной водонепроницаемой оболочкой корпуса.
В отличие от обычных, корпуса спасательных лодок (шлюпок) оборудуются герметическими воздушными ящиками или блоками пенопласта, повышающими запас плавучести и обеспечивающими высокую непотопляемость. Спасательные лодки (шлюпки) имеют также выраженное килевое образование, повышающее их мореходные качества. Вокруг корпуса лодки в виде поручня крепится спасательный линь, за который могут держаться находящиеся в воде люди. Кроме этого, на лодке может использоваться так называемый «спасательный пояс». Это мягкий кранец, сшитый из тонкой парусины в виде рукава диаметром 60—100 мм и заполненный пенопластом или пробкой, который прикрепляют снаружи под планширем и на корме концы стягивают шнуром. Такой «спасательный пояс» увеличивает плавучесть лодки, надежно защищает ее борта, а также повышает безопасность пользования лодкой. В снабжение спасательной лодки входят следующие предметы: весла по числу уключин и запасное, индивидуальные спасательные средства по числу спасателей и для подачи тонущему, крюк отпорный, бинокль, ракетница с запасом ракет. Спасательный круг и конец Александрова должны быть уложены на лодке так, чтобы их можно было быстро и удобно подать человеку, нуждающемуся в помощи.
|
|
Для быстрого продвижения лодки к месту бедствия по мелководью удобно использовать отпорный крюк (древко футштока, шеста). На древко желательно насадить наконечник из латуни или нержавеющей стали: так оно легче будет входить в воду и не расщепится при ударах о грунт. Шестом значительно удобнее пользоваться, если наконечник по весу подобран с таким расчетом, чтобы древко плавало стоя и часть его (около 1 м) выступала над поверхностью воды. К древку следует привязывать тонкий линь длиной 2—3 м, чтобы быстро вернуть случайно выпущенный из рук шест.
Чем скорее подойдет лодка к месту бедствия, тем больше шансов спасти человека. Быстрый подход обеспечивается не только скоростью, но и умелым выполнением маневра с учетом скорости течения и ветра, волнения, видимости.
|
|
При бортовом ветре лодку следует вести ближе к берегу, с которого дует ветер; при встречном ветре путь нужно выбирать там, где меньше волнение и скорость течения. Идя под веслами, спасатель должен также учитывать, что встречный ветер (или течение) может значительно уменьшить скорость лодки, а боковой— создать дрейф или снос, особенно у мелкосидящих лодок. В условиях пониженной видимости, когда возможности ориентирования и поиска затруднены, спасатель должен быть особенно внимателен и осторожен при плавании и выполнении маневров. Если лодка села на мель, то рекомендуется ее несколько раскачать, создавая крен, (дифферент), или взять «весла в укол», то есть, упираясь вальками или веретенами весел в грунт, снять лодку с мели.
Если на лодке имеется рулевое устройство, то необходимо учитывать действие руля при управлении лодкой. Когда руль находится в диаметральной плоскости, то встречный поток воды, обтекая перо руля с обеих сторон, оказывает на него равномерное давление, и лодка движется прямолинейно. Руль, выведенный из диаметрального положения, под действием набегающего потока воды создает стремящийся развернуть лодку момент. Если на переднем ходу руль переложен на правый борт, то встречная струя воды давит не перо руля и отталкивает корму влево, а нос вправо. При перекладке руля на левый борт корма лодки будет отклоняться вправо, а нос влево. На инерции переднего хода нос лодки будет отклоняться в сторону переложенного руля. На заднем ходу, если руль переложен на правый борт, корма будет идти вправо, а нос влево. При руле на левом борту корма отклонится влево, а нос вправо. На инерции заднего хода корме лодки будет отклоняться в сторону переложенного руля. При управлении лодкой не следует класть руль на борт свыше 35—40°.