Все индивидуальные спасательные средства должны отвечать основному требованию — поддержанию человека на поверхности воды, придавая ему плавучесть. Во избежание попадания воды в дыхательные пути и желудок их обязательным свойством должно также быть удержание головы человека в приподнятом положении над водой.
Спасательные круги {рис. 1} изготовляются из пробки или пенополистерола.
Рис. 1 Спасательный круг (1-бензель,2-леер)
В зависимости от типоразмеров и материала изготовления масса круга может быть от 2,6 до 7 кг, а сила поддержания от 6 до 14 кгс. Чтобы пострадавшему удобнее было держаться, к кругу с внешней стороны прикрепляется леер. Все спасательные круги красятся ярко-оранжевой краской, стойкой к воздействию морской воды и нефти. Круги, поступающие с завода, должны иметь сопроводительные документы с указанием результатов испытаний и проверок.
При подаче спасательного круга с берега, причала или других береговых сооружений нужно одной рукой взять его с внутренней стороны и, сделав два-три замаха на уровне плеча, бросить плашмя с таким расчетом, чтобы он упал вблизи от терпящего бедствие человека. Бросать круг прямо на утопающего не рекомендуется, так как он может ударить пострадавшего по голове.
|
|
При подаче круга со шлюпки спасателю для лучшей устойчивости следует встать так, чтобы средняя банка была у него между ногами. Бросать круг надо по возможности в направлении носа или кормы шлюпки, предварительно развернутых в сторону пострадавшего.
Рис. 2. Подача спасательного круга терпящему бедствие.
С моторной лодки (катера) спасатель должен бросать круг со стороны того борта, которым лодка подходит к утопающему.
Спасаемый должен взяться за круг рукой и! нажать так, чтобы оч оказался в вертикальном положении, после этого продеть в чего руку и голову, потом вторую руку и затем лечь на круг грудью (рис. 2). Если спасательным кругом одновременно пользуются два человека, им нужно взяться за леер с противоположных сторон, развернуться против волны и удерживаться до подхода катера (шлюпки).
К спасательному кругу для подтягивания его назад можно привязывать конец Александрова.
Спасательный валик представляет собой парусиновый мешок цилиндрической формы длиной 500 и диаметром 170 мм, заполненный пробковой крошкой или пенопластом. Масса валика 2,8кг, плавучесть 7 кгс. Вдоль валика закрепляется леер, который имеет слабину 100—120 мм. К лееру крепится линь длиной до 25 м.
Перед выходом шлюпки (мотолодки) к месту бедствия, линь наматывается на валик с некоторой слабиной так, чтобы он мог легко сниматься с валика шлагами. Для подачи валика тонущему, матрос надевает на кисть левой руки огон линя, снимает с валика шлаги линя (не разматывая), несколько шлагов берет в левую руку, остальные в правую. Взяв валик за леер, бросает его в направлении потерпевшего, которого спасатель подтягивает как только он возьмется за валик.
|
|
Небольшие размеры валика, простота изготовления и устройстве, вполне достаточная плавучесть делают его удобным и надежным спасательным средством.
Рис3. Спасательный нагрудник.
Спасательные нагрудники для поддержания человека на воде. Спасательный нагрудник представляет собой парусиновый пояс с несколькими поперечными карманами, заполненными измельченной пробкой или пенопластовыми пластинами (рис. 3). К нагруднику прикреплены петля и две завязки из льняной тесьмы. Масса нагрудника 2,6—2,8 кг, сила поддержания — 8 кг.
При оказании помощи петля нагрудника надевается через голову спасаемого, затем нагрудник обертывается вокруг туловища так, чтобы он плотно прилегал под мышками, завязки перекрещиваются на спине и завязываются на груди. В этом случае голова человека, даже потерявшего сознание, будет находиться над водой.
Нагрудник надувной (НСП) представляет собой камеру плавучести сложной формы, изготовленную из прорезиненной ткани оранжевого цвета. Сила поддержания надутого нагрудника— 16— 18 кгс, масса—1,3 кг. Нагрудник надувается газовым баллоном, но можно его надувать и ртом через трубку поддува.
Кроме перечисленных нагрудников, на спасательных станциях и постах используются также нагрудники с поплавками из пенопласта и пенополистероловые в оболочке.
Спасательные жилеты изготовляют из водонепроницаемой ткани. Элементы плавучести жилета обшиваются и соединяются прочной тканью. Кроме таких жилетов в настоящее время выпускаются надувные из прорезиненной ткани на поролоновой основе, имеющие два воздушных кармана, которые надуваются через невозвратные ниппеля. Сила поддержания жилетов равна соответственно 12 и 18 кгс. Жилеты просты в использовании, плотно прилегают к туловищу человека как в одежде, так и без нее, не стесняют движений рук, обеспечивают положение корпуса по отношению к поверхности воды под углом примерно 45°. При неожиданном погружении под воду человек в жилете через 2—3 с всплывает на поверхность в положении лицом вверх. Жилет также предохраняет человека, находящегося в воде, от переохлаждения.
Конец Александрова изготовляется из пенькового или капронового троса длиной до 30 м. На одном конце троса имеется петля диаметром 600—650 или 900 мм, два поплавка и мешочек с песком массой 250—300 г. На другом конце троса делается петля для надевания на руку. При испытании на прочность трос должен выдерживать нагрузку не менее 180 кгс.
Перед подачей конца следует малую петлю надеть на кисть левой руки, взять левой рукой собранную шлагом бухту троса, а правой большую петлю и 4—5 шлагов троса. Затем нужно занять устойчивое положение и, сделав вытянутой правой рукой 2—3 круговых размаха, бросить конец по направлению к утопающему и несколько вверх (рис. 4). Пострадавший, ухватившись руками за поплавки, должен надеть петлю через голову под руки. После этого спасателю можно осторожно, без рывков подтягивать пострадавшего к берегу, катеру или шлюпке.
Рис. 4. Подача конца Александрова пострадавшему.
- Такелажные работы (вязание узлов)
Работы с тросами принято называть такелажными. На моторной лодке и шлюпке
используются якорные, швартовные и буксирные тросы. Состояние и исправность судовых тросов имеет существенное значение для безопасности плавания и выполнения спасательных операций.
В зависимости от материала тросы разделяются на растительные, стальные и синтетические. Растительные тросы (пеньковые, манильские, сизальские, хлопчатобумажные) удобны в использовании, но они вытягиваются в сухую погоду и укорачиваются (садятся) во влажную (туго обтянутый растительный трос во время дождливой погоды следует, во избежание разрыва, ослаблять). Стальные тросы изготовляют из оцинкованных проволок. Они большей крепости, чем растительные, но и более жесткие, а потому не так удобны в работе. Синтетические тросы (капроновые, перлоновые, нейлоновые и др.) имеют ряд существенных преимуществ: их прочность в 2,5-4 раза выше пеньковых, они не подвержены коррозии и гниению, обладают плавучестью, хорошей эластичностью и большим удлинением при растяжении.
|
|
Для выполнения такелажных работ необходимо иметь специальный инструмент (свайки, драек, мушкель, полумушкель, лопатку, нож зубило, молоток и др.).
Все узлы на судах служат для связывания тросов или скрепления их с какими-либо предметами. Наиболее часто на маломерных судах применяются следующие узлы: прямой – для связывания двух концов тросов небольшого и примерно равного диаметра; рифовый – когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел; удавка – для быстрого закрепления троса за различные круглые предметы при буксировке и подъеме их на борт; выбленочный – при вязании троса за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность, а также для крепления бросательного конца к швартовому тросу; простой штык – для крепления швартового троса к причальным приспособлениям; стопорный – при креплении носового фалиня шлюпки за буксирный трос; шлюпочный – для закрепления троса при буксировке шлюпки; гачный – для закладывания троса на гак; шкотовый – для ввязывания троса в огон; беседочный – при креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом.