Билет № 8. 1. Назовите создателя и систематизатора диалектики как философского метода

1. Назовите создателя и систематизатора диалектики как философского метода.

Декарт; Спиноза; Гегель; Маркс; Энгельс.

2. Кому принадлежит разработка материалистического понимания исторических процессов общественной жизни?

Канту; Гегелю; Фейербаху; Фихте; Энгельсу; Марксу.

3. Является ли Гегель творцом диалектической логики?

Да; нет.

4. Выделите формы чувственного познания.

Представление; понятие; суждение; ощущение; умозаключение; восприятие.

5. Выделите исторические формы диалектики.

Стихийная; метафизическая; идеалистическая; материалистическая; антропологическая; объективная; субъективная.

1. Единичное, особенное и общее.

Единичное - это то, что принадлежит только одной вещи. Но будучи частью материи, одним из бесчисленного множества ее образований, каждая отдельная вещь подчиняется единым законам движения и развития материи и обладает множеством свойств, повторяющихся у других вещей. Повторяющееся в вещи, то, что принадлежит многим вещам, составляет общее.

Реалисты утверждают, что общее существует самостоятельно, независимо от единичного, оно идеально, духовно, согласно другой трактовке, оно материально, существует в виде неизменной, все занимающей, тождественной себе массы или в виде группы предметов. Что касается единичного, то оно, по их мнению, или совсем не существует или в своем существовании зависит от общего, порождается им и является чем-то второстепенным, временным, преходящим.

Номиналисты считают, что общее не существует реально, в объективной действительности. Реальным существованием обладает лишь единичное, индивидуальное. Общее же существует лишь в умах людей, в сознании. Объявляя единственной реальностью единичное, номиналисты по-разному решали вопрос о форме его существования.

Диалектический материализм: ни общее, ни единичное не обладают самостоятельным существованием, не существуют как таковые. Самостоятельно существует отдельное. Общее - это свойства и связи, присущие множеству материальных образований, единичное — это то, что свойственно лишь одному предмету, явлению.

Наряду с общим всякое отдельное имеет единичное, наряду с повторяющимися свойствами — неповторимые.

Всякое отдельное не вечно, оно возникает, определенное время существует и затем превращается в другое отдельное.

Таким образом, всякое отдельное, рассматриваемое как узловой пункт бесконечного движения и развития материи. Будучи противоположными сторонами отдельного, единичное и общее не просто существуют в отдельном, но органически связаны между собой и при определенных условиях переходят друг в друга: единичное становится общим, а общее — единичным.

Но то, что отличает сравниваемые предметы друг от друга, составляет особенное в них, то же, что указывает на их сходство,— общее.

Сравнивая единичное с особенным, нетрудно заметить, что единичное всегда выступает в роли особенного.

Когда оно указывает на отличие сравниваемых вещей, явлений, оно выступает как особенное; когда же оно указывает на сходство сравниваемых предметов, оно выступает в своей собственной роли, то есть как общее.

2. Проблема соотношения общественного бытия и общественного сознания.

Под «общественным бытием» понимаются материальные условия жизни общества и материальные отношения людей друг к другу.

Общественное бытие имеет две стороны:

• объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей • субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

Главным элементом общественного бытия является способ.

Другой стороной общественной жизни является общественное сознание, которое представляет собой осознание и оценку обществом самого себя.

В философии принято рассматривать «общественное сознание» как сложную систему чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие.

Таким образом, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, способно отставать или опережать общественное бытие, способно через деятельность людей активно влиять на общественное бытие, ускоряя или сдерживая развитие имеющихся в нем тенденций.

Элементами общественного сознания являются:

• обыденное и теоретическое сознание;

• общественная идеология и психология;

• формы общественного сознания.

Принято выделять следующие формы общественного сознания:

моральное сознание (нормы поведения);

эстетическое сознание

религиозное сознание возникли еще в первобытном обществе,

политическое сознание и правосознание

научное и философское сознание.

Уровни общественного сознания различаются по средствам и уровню отражения. Один из них — теоретическое и обыденное сознание. Второй — идеология и общественная психология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: