Билет № 10. 1. Принципом какого философского течения является учение о гармонии веры и разума?

1. Принципом какого философского течения является учение о гармонии веры и разума?

Неотомизм; прагматизм; неопозитивизм; экзистенциализм.

2. Были ли присущи гуманистические идеалы философии эпохи Возрождения?

Да; нет.

3. Выделите какие категории относятся к философской системе Гегеля.

Вещь в себе; абсолютная идея; закон отрицания отрицания; философские сомнения; категорический императив; апорные формы чувственности.

4. Носит ли общественное развитие поступательный характер?

Да; нет.

5. Кто из древнегреческих мыслителей был автором знаменитых «апорий».

Ксенофан; Парменид ; Зенон; Аристотель.

1. Гносеологическая ограниченность сенсуализма и рационализма.

Рационализм (рассудок)—способ мышления, философствования, основанный на разуме, рассудке.

В философии под рационализмом понимают также особое направление в теории познания, противоположное эмпиризму. Рационалисты чрезмерно преувеличивают роль разума в познании, обособляют его от чувственного опыта. При этом чувственное (эмпирическое) познание (ощущение, восприятие, представление) или отрицается, или же рассматривается как несовершенное, не дающее истинного знания. Лишь разум, интеллект, по их мнению, способен дать достоверное знание, которое носит всеобщий, необходимый, а не вероятный (случайный) характер.

Познание — это неразрывное единство рационального (разумного) и чувственного моментов. Разум человека играет активную роль в познании, он способен выходить за пределы того, что непосредственно дано в чувственном.. Среди рационалистов были и материалисты (Спиноза), но рационализм нередко был связан с идеалистическим решением основного вопроса философии, когда в разуме видели не только основу познания объекта, но и условие самого его существования. Рационализм проявляется и в таких науках, как психология, этика.

Сенсуализм (ошущение) — направление в теории познания, рассматривающее ощущения в качестве единственного источника наших знаний. Сенсуализм совместим и с материалистическим пониманием действительности (если ощущения рассматриваются как результат воздействия на наши органы чувств материальных предметов и как отражение этих предметов) - Локк, Гассенди, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Фейербах и с субъективно-идеалистическим взглядом на мир (если ощущения берутся сами по себе и отбрасывается мысль об объективном их источнике) - Беркли, Юм, Мах.

Познавательная деятельность человека невозможна вне ощущений, вне чувственных форм знания. Такова точка зрения и марксистской философии. Однако, в отличие от материалистов-сенсуалистов прошлого, которые стояли на позициях эмпиризма, марксисты не преувеличивают роли ощущений в познании, не отрицают качественной специфики мышления, с помощью которого познаются внутренняя природа вещей, их существенные свойства и закономерности. Соединив познавательную деятельность человека с общественной практикой, марксистская философия смогла определить, какое место в процессе познания занимают ощущения, чувственные восприятия.

2. сущность и явление.

Отражая внутреннее, категория «сущность» возникает, формируется и развивается вместе с категорией «явление». Сущность представляет собой совокупность всех необходимых свойств и связей вещи, взятых в их естественной взаимозависимости, законов ее функционирования и развития. К области же явления относятся внешние проявления всех этих сторон и связей.

Идеалисты или вообще отрицают существование сущности, или отрицают ее материальность.

Диалектический материализм считает, что область существования такого рода понятий — не окружающая действительность, не внешний мир, а сознание.

Выражая сущность, явление привносит к тому, что идет от сущности, новые моменты, черты, обусловленные внешними обстоятельствами, в которых существует вещь, взаимодействиями вещи с окружающими ее условиями. Поэтому явление всегда богаче сущности.

Будучи устойчивой, по отношению к явлению, сущность не остается совершенно неизменной. Она изменяется, но медленнее, чем явление. Изменение ее обусловливается тем, что в процессе развития одни необходимые стороны и связи начинают усиливаться,, другие отодвигаются на второй план или исчезают совсем.

Движение к сущности начинается с выявления основы — основных. Основа относится к области внутреннего, является моментом сущности. Однако, начиная исследование объекта с восприятия внешних его сторон, люди ищут основу среди свойств и связей, лежащих на поверхности явления. Но в ходе дальнейшего развития познания человек переходит от внешнего к внутреннему. В ходе этого движения познания существенным образом меняется представление об основе, она теперь выступает в виде реального основания, что выражает действительную причину, порождающую те или иные моменты содержания вещи. Опираясь на них, можно объяснить определенные ее свойства и связи.

Достигнув основы, выступающей в форме полного основания, познающий субъект, опираясь на нее, начинает объяснять все другие необходимые стороны и связи, составляющие сущность исследуемого объекта, воспроизводить в сознании в системе понятий существующую между ними необходимую взаимозависимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: