Билет № 7. 1. Признавал ли Гегель тождество мышления и бытия?

1. Признавал ли Гегель тождество мышления и бытия?

Да; нет.

2. Кому из мыслителей принадлежит формулировка основного вопроса философии как проблема соотношения материи и сознания, мышления и бытия?

Канту; Гегелю; Фейербаху; Фихте; Энгельсу; Марксу.

3. Как понимает Бога Гегель?

Бог антропоморфен;Бог абстрактен и существует на небесах; Бог наделен человеческой родовой сущностью; Бог существует в душе каждого человека.

4. Кто избрал исходным тезисом своей философии принцип «Я мыслю, следовательно существую»?

Гоббс; Беркли; Гегель; Кант; Юм; Декарт.

5. Выделите черты, отличающие марксистскую диалектику от гегелевской диалектики.

Законченный характер ; сочетание с материализмом; сочетание с материализмом; сочетание с идеализмом.

спорный

1. Методическое значение законов диалектики в общественных процессах.

Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Материалистическая диалектика - метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и преобразования действительности.

Основные принципы диалектики - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. В марксизме диалектика выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистическая диалектика выражается в системе философских категорий и законов.

Одной из центральной проблем античной философии - была проблема единого и многого. Со временем она превратилась в проблему связи единичного и общего, части и целого -стали важными предметами диалектики.

Основные законы диалектики:

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон отрицания отрицания.

Основные законы диалектики, с одной стороны, характеризуют процесс развития, в ходе которых противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития. Таким образом, формирующиеся в системе противоречия выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений в качественные – как форма этого процесса.

2. Философия позитивизма. Основные этапы развития.

Позитивизм — это философское направление XIX в., основанное на идее, что только научное знание, наука могут соответствовать подлинной позитивной картине мира. Главной своей задачей это направление считает идею построения не философской, а «истинно научной» картины мира, то есть видит свою в описании явлений как фактов действительности

Основателем позитивизма является французский ученый Огюст Конт (1798—1857). Важным в учении О. Конта является предложенная им классификация наук, «все науки находятся в тесной взаимосвязи и в сродстве». О. Конт вводит иерархию в систему наук: первой стоит математика, за ней следуют астрономия, физика, химия и биология. Научную систему завершает социология.

Логический позитивизм, представителем которого является Дж. С. Милль (1806—1813).. Дж. С. Милль убежден, что при описании фактов действительности нельзя обойтись без «абстракций», или «общих понятий. В работе «Системы логики» Дж. С. Милль развивает этическую концепцию морали, экономики и политики. В ней ученый развивает идеи социальных реформ, полагая, что политика социализма несет с собой опасность «удушения свободы индивида.

Другой разновидностью позитивизма является эволюционизм Г.Спенсера(1820-1903). формулирует концепцию науки в целом. В книге «Система синтетической философии» он предлагает считать и науку, и религию «совместимыми понятиями». Спенсер дает определение философии как обобщенной науки и формулирует закон общего изменения в науке как эволюции позитивного знания, Эволюция, по его мнению, присуща всей Вселенной и раскрывается как прогрессивное движение. От реализации личностного начала, считает философ, зависит развитие общества.

В Германии позитивизм приобретает формы сциентизации философского знания. Господствующим становится принцип материалистического монизма, который проявляется прежде всего в естественнонаучном и экономическом материализме.

В качестве главной причины развития позитивизма как философского течения можно определить интенсивное развитие в XIX в. естественных наук, развитие социологии как научной системы знания. Потребность в новой научной методологии активизировала поиски ее оснований за пределами философии. Каждая наука должна превратиться тем самым в философскую теорию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: