1. Является ли диалектический материализм наиболее полной формой современного материализма?
Да; нет.
2. Признавал ли Гегель объективное существование природы?
Да; нет.
3. Выберите название раздела философии, в котором изучается проблема познания.
Гносеология; онтология; социология; этика.
4. Является ли отражение всеобщим свойством материи?
Да; нет.
5. Является ли интуиция особым родом познания истины, не опирающимся на практику и законы логики?
Да; нет.
1. Проблема познаваемости мира.
Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности. Субъект познания- человек как представитель общества, использующий средства духовной и материальной культуры человечества, включая усвоенные данным человеком знания. Сам процесс познания имеет общественно-исторический характер.
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
|
|
• познает окружающий мир непосредственно
• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений
В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм (материалисты - мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания).и агностицизм (идеалисты - не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания)
Древнегреческий философ Кратил считал, что мир непознаваем в силу постоянного изменения окружающей действительности
В XVIII в. английский философ Юм считал, что мир непознаваем, поскольку человек имеет дело только со своими ощущениями
Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант.
• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями
• сам окружающий мир непознаваем в принципе
идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;
материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.
Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.
Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
Объектом познания является окружающий мир
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное - заблуждением.
|
|
Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.
2. Чем отличается учение о человеке у К. Маркса от антропологии Л. Фейербаха.
Учение К. Маркса создавалось в XIX столетии, и на нем лежит отпечаток культуры своего времени, своей эпохи. В работе «Немецкая идеология» (1846) Маркс писал о вводимых им философских понятиях, абстрагируемых из рассмотрения исторического развития людей
Фейербах сводил всякий материализм к механистическому, человек был машиной так же, как животное. Материализм Фейербаха был механистическим и метафизическим. Вне поля зрения Фейербаха оказался тот факт, что познавательная деятельность людей есть одна из сторон их «чувственной» практической деятельности, в процессе которой они преобразуют действительный мир в соответствии со своими потребностями и интересами.
Не поняв познавательного (гносеологического) и социального значения практики как предметно - преобразующей деятельности людей, Фейербах не сумел последовательно применить материалистический подход при объяснении общественных явлений.
В силу метафизического характера своего материализма Фейербах, как отмечал Маркс, не понял значения практики и как революционно – преобразующей деятельности людей, направленной на изменение существующих условий их общественной жизни
Философия является наукой, направленной не просто на объяснение мира, а на его практическое изменение. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса с 1844 г. представляет собой диалектический материализм, включающий в себя материалистическое понимание истории, человека, общества. Фундаментальным принципом марксистской философской системы становится принцип практики, которая подразумевает всю совокупную деятельность человечества по преобразованию природы и общества и в процессе которой происходит познание мира. Наибольшее влияние на формирование философских взглядов Маркса и Энгельса оказали работы Гегеля и Фейербаха.