Билет № 17. 1. Имеет ли смысл понятие объективной истины в прагматизме?

1. Имеет ли смысл понятие объективной истины в прагматизме?

Да ; нет.

2. Что, согласно Гегелю, является творцом всего существующего?

Бог; разум; абсолютная идея; апейрон; объективная идея.

3. Кто из перечисленных философов является представителем объективного идеализма?

Демокрит; Сократ; Платон; Бэкон; Декарт; Гегель; Фейербах.

4. Кто из представителей немецкой классической философии оказал наибольшее влияние на формирование материалистической позиции Маркса?

Кант; Гегель; Фейербах; Фихте.

5. Является ли практика абсолютным критерием истины?

Да; нет.

1. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Качество - категория для выражения специфики вещи, тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера - единство количества и качества. Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность. Выход за пределы меры приводит к изменению качества вещи, к превращению количественных изменений в качественные.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Категория "скачок" отражает сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за границы меры. Скачки разнообразны по форме и по характеру протекания, по скорости и масштабу качественных изменений.

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

o резко, одномоментно;

O незаметно, эволюционно.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные изменения раскрывает общий механизм развития.

2. В чем суть расхождения между «западниками» и «славянофилами».

В напряженной полемике конца 30-х - 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.

Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу. Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа. При этом следует учитывать, что ни славянофильство, ни западничество не представляли собой какую-то единую школу или единое философское направление: их сторонники придерживались разнообразных философских ориентации: Киреевский, Аксаков,

Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким духовным фактором - верою, обусловливающей историческую деятельность народов. не только вера создает народ, но и народ создает веру, причем именно такую, которая соответствует творческим возможностям его духа.

Величайшая заслуга славянофилов заключается в том, что они стали рассматривать нацию как духовное явление, не рассматривали русскую историю как идеальную и бескризисную, а, наоборот, подчеркивали ее сложность и драматичность.

Западничество. Чаадаев Герцен Белинский. Их всех объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское "будущее России путем усвоения исторических достижений стран Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: