1. Правильно ли Гегель трактовал исторический процесс?
Да ; нет.
2. Кто является представителем антропологического материализма?
Маркс; Гегель; Кант ; Фейербах; Ницше; Энгельс.
3. Выделите теоретические источники возникновения материалистической диалектики.
Античная философия; философия Нового времени; французский материализм 18 в.; немецкая классическая философия; английская классическая политэкономия; французский утопический социализм; философия марксизма.
(Если отвечать прямо по вопросу про возникновение, а источник мат даил – марксизм)
4. Считаете ли Вы объективным возникновение основного вопроса философии?
Да; нет.
5. Совпадают ли по своему содержанию философское и научное понятие материи?
Да; нет.
1. Основные формы движения материи.
Движение — внутренне присущее материи неотъемлемое ее свойство, способ ее существования. Движение неразрывно связано с материей, не существует без нее; оно вечно, несотворимо и неуничтожимо, т. е. не может исчезнуть, и не может быть создано из ничего. В широком смысле движение — это всякое изменение, оно охватывает все процессы, происходящие во вселенной.
Философия 17—18 вв., понимала движение, прежде всего как механическое движение, т. е. как перемещение тел в пространстве. Диалектический материализм исходит из того, что имеется ряд форм движения материи, которые неразрывно связаны и образуют иерархическую последовательность. При этом каждая более высокая форма, возникая на основе нижележащих форм, включает их в себя и вместе с тем обладает только ей присущими специфическими закономерностями. Источник всех конкретных форм движения — борьба внутренних противоположностей, присущих всем объектам, а также взаимодействие самих объектов. Движение материи, таким образом, не обусловлено каким-либо сверхъестественным агентом, а является ее самодвижением. В потоке вечно изменяющейся материи существуют моменты покоя. Поэтому движение выступает как единство противоположностей — покоя (устойчивости) и изменения.
Покой проявляется в форме равновесия. Всякое изменение, как процесс длящийся, сохраняющийся определенное время, обладает тем самым и устойчивостью, и такое сохранение состояния движения также является покоем.
Относительный характер покоя заключается, прежде всего, в том, что он имеет место лишь по отношению к тем или иным материальным объектам, но не ко всей материи.
Точки пространства, которые последовательно проходит движущееся тело, не только отделены друг от друга (прерывность), но и связаны между собой. Иначе было бы невозможным перемещение тела, изменение им своего местоположения.
Движение есть также единство абсолютного и относительного. Движение абсолютно как всеобщее свойство материи, но в то же время оно существует в относительной форме — в виде отдельных конкретных движений. Движение каждого отдельного тела ограничено в пространстве и времени, тогда как движение материи в целом ничем не ограничено, абсолютно, несотворимо и неуничтожимо.
2. Сущность и специфика рационализма Б. Спинозы и Р. Декарта.
Рационализм (рассудок)—способ мышления, философствования, основанный на разуме, рассудке.
Р. Декарт (1596-1650)
Основной принцип философии Декарта – все подвергнуть сомнению и довести это сомнение до крайности. Тогда обнаружится нечто несомненное. Оно-то и будет основанием философии. «нужно включать в свои суждения только то, что представляется уму столь же ясно и отчетливо, что не дает подвергать их сомнению». В сознании каждого человека уже есть определенное число идей. А их развитие и есть мышление. На место случайного знания должен придти единый метод, основой которого должен стать сам разум. «я мыслю, значит я существую».
Одним из последователей Декарта становится Б. Спиноза (1632-1677) Однако, в отличие от Декарта, который основное внимание уделял методу, Спиноза больше интересовался применением этого метода для получения знаний об окружающем мире. Считает, что мир познаваем. В отличие от Декарта, который выделял2 взаимонезависимые субстанции – материю и разум, объединяемые Богом, - Спиноза утверждает, что существует единственный вид субстанции, которая одновременно есть Бог и природа. Декарт не ставит проблему заблуждения: человек либо знает истину, либо не знает, в следствие чего и заблуждается. По мнению Спинозы, в ложном представлении отражается существующее, но отражается столь неточно, что становится заблуждением.






