Билет № 15. 1. Выделите категории, относящиеся к закону взаимоперехода качественных и количественных изменений?

1. Выделите категории, относящиеся к закону взаимоперехода качественных и количественных изменений?

Тождество; мера; различие; количество; свойство; качество; скачок; противоположность.

2. Является ли труд решающим условием возникновением сознания?

Да; нет.

3. Исторический материализм К. Маркса это:

Философия общества; экономическая теория; философия истории; социометрия.

4. Философию В. Соловьева можно отнести:

К объективному идеализму; к субъективному идеализму.

5. Является ли труд решающим условием возникновения сознания?

Да; нет.

1. Противоречие как источник движения и развития.

Противоречие — внутреннее соотношение тенденций, сторон предмета или процесса, проникающих друг в друга и одновременно отрицающих друг друга. Противоречие выступает как единство - и борьба противоположностей. Противоречие носит всеобщий характер. Нет ни одного предмета, который не был бы внутренне противоречив.

Само противоречие тоже развивается: от зародышевых форм до крайних форм обострения. Таким образом, противоречие является «ядром диалектики», ибо оно выступает как источник всякого движения развития.

Существуют многообразные формы противоречия: существенные и несущественные, внутренние и внешние (по-разному влияющие на развитие предмета).

Познанию также свойственны противоречия. Вся история развития познания — это процесс возникновения противоречий (парадоксов и т. п.) и разрешения их, это постоянная борьба различных противоположных идей, конкурирующих концепций.

Диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей и сводящийся к следующим основным требованиям:

а) выявление предметного противоречия;

б) всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия;

в) исследование другой противоположности;

г) рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них;

д) определение места противоречия в системе других противоречий предмета;

е) прослеживание этапов развития данного противоречия;

ж) анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результат его развертывания и обострения.

2. Критика Фейербахом диалектики Гегеля.

Критическое отношение к Гегелю сформировалось у Фейербаха около 1839 года. Важнейшее значение придавал Фейербах уяснению того, что Гегелю не удалось дать убедительного обоснования тождества бытия мышления. Фейербах показывал, что в «Феноменологии духа» при критике чувственной достоверности как сознания, для которого реальным бытием являются чувственно воспринимаемые единичные вещи, Гегель опровергает не «здесь» как предмет чувственного сознания и как нечто, данное нам в отличие от чистой мысли, но как логическое «здесь» …». Это значит, что «Гегель на самом деле не был вовлечен в чувственное сознание и не вдумался в него». Оказывается, что бытие, с которого начинает феноменология, стоит в прямом противоречии с действительным бытием не в меньшей степени, чем бытие, с которого начинается логика Гегеля.

Фейербах считал, что философия не должна находиться в противоречии с действительным бытием, а напротив, должна осмысливать именно это жизненно важное бытие. При этом должна учитываться практическая точка зрения, в том числе точка зрения еды и питья, которую в какой-то мере принимал в расчет и Гегель, но при этом он извращал ее смысл, поскольку считал, что она служит опровержению истинности чувственного единичного бытия.

Философ пишет в работе «К критике гегелевской философии»: «Гегель начал с бытия, с понятия бытия, или с абстрактного бытия, так почему же не начать с самого бытия, то есть реального бытия?» «Гегель отложил в сторону основы и естественные причины… Но… спекуляция, выходящая за переделы человека, тщетна, как тщетно искусство, которое тужится изобразить нечто большее, чем просто человеческое тело, но ничего другого, кроме гротескных фигур у него не получается»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: