Русские земли в эпоху раздробленности

Владимиро-Суздальское княжество. Это княжество заняло особое место в истории русского средневековья.

Оно располагалось в далёком Залесье, в междуречье Волги и Оки, оно было хорошо защищено от внешней угрозы. Мощные чернозёмы привлекали сюда переселенцев. Удобные речные Пути открывали дорогу к восточным и европейским рынкам.

Основы могущества Суздальской земли были заложены в правлении трёх выдающихся государственных деятелей: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо (прозвали его так потому что у него было 8 сыновей и 8 внуков, не считая потомков-женщин). Они смогли одержать верх над боярством, за что и были прозваны «самовласцами».

Юрий превратил своё владение в независимое княжество, которое проводило активную политику. Его владения расширялись за счёт за счёт колонизируемых восточных районов. Росли новые города.стоились и украшались церкви и монастыри.

У Юрия..долгорукого был сын Андрей, которого прозвали Боголюбским за строительство дворца в селе Боголюбово под Владимиром. Без спроса отца он уехал в Суздальскую Землю и был избран там князем. Ему подчинялись даже половцы.

Брат Андрея – Всеволод Больше Гнездо был первым среди князей Северо-Востока и получил титул «великого князя».

Новгородская Земля.

Город управлялся из Киева и принимал в качестве наместников старших сыновей киевского князя. Здесь сложилась особая форма государственного устройства, которую историки называют боярской республикой. В борьбе за Киев Ярослав Мудрый в обмен на поддержку новгородцев согласился на неподсудимость бояр князю. Новгородское боярство происходило от местной родоплеменной знати. Оно разбогатело на торговле и с конца 11 века начало обзаводиться вотчинами. Таким образом боярское землевладение было гораздо сильнее княжеского.

Новгородская земля располагалась на малоплодных землях. Он больше развивался как ремесленных и торговый центр. Оживлённая торговля шла не только с русскими землями, но и иностранными тоже.

Высшим органом власти в Новгороде было собрание свободных владельцев дворов и усадеб – вече. Оно принимало решения на вопросы внешней и внутренней политики, приглашало и изгоняло князя и архиепископа. Архиепископ – это тот, кто ведал казной и внешними сношениями. Князь же был военачальником, выступал на переговорах, отвечал за внутренний порядок. Ну и вообще он больше был как атрибут старины, нежели настоящий властный во всём князь, т.к. отсутствие князя в средневековом мышлении поселенцев считалось ненормальным.

Вечевой строй был формой феодальной «демократии». Иллюзия народовластия складывалась вокруг фактической власти бояр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: