Характеристика организационных форм предприятий торговли и бытового обслуживания

В различных отраслях народного хозяйства существует постоянно пополняемый набор организационных форм. В розничной торговле в России рекомендуются следующие типы магазинов: универмаг, универсам (супермаркет), гипермаркет, гастроном, продукты (мини-маркет), товары повседневного спроса, промтовары, специализированный магазин, комиссионный магазин, торговый дом и др. Характеристика некоторых из них представлена ниже.

Универмаг является магазином с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров. Универмаги могут реализовывать ряд групп продовольственных товаров. Они имеют важные преимущества по сравнению с другими магазинами: представляет покупателям максимальный ассортимент непродовольственных товаров; покупатель имеет возможность приобрести товары в одном месте; предоставляются дополнительные услуги. В зарубежной литературе указывается, что универмаги представляют собой крупные магазины (с торговой площадью не менее 400 кв. м) с широким ассортиментом товаров, обязательно включающим одежду.

Универсам – предприятие торговли с торговой площадью не менее 400 кв. м, торгующее по методу самообслуживания. Ассортимент товаров включает свыше 2000 наименований. Отличительными особенностями универсамов являются: универсальность и полнота ассортимента полностью расфасованных продовольственных товаров; наличие в продаже некоторых непродовольственных товаров повседневного спроса.

Супермаркет – крупный магазин самообслуживания с площадью торгового зала не менее 400 кв. м, торгующий преимущественно продовольственными товарами, непродовольственные товары составляют в его ассортименте около 30%. За рубежом в супермаркете обеспечиваются более низкие цены, в России же цены в этих магазинах пока достаточно высокие. Для супермаркетов характерны: широкая выкладка расфасованных, удобно расположенных товаров и быстрое обслуживание покупателей. В крупных супермаркетах ассортимент товаров насчитывает 4-6 тыс. наименований.

На протяжении ряда лет понятие «супермаркет» определялось по-разному. Когда супермаркеты только появились, это определение имело целью выделить их из распространенных в то время универсамов. Сегодня можно говорить о супермаркете как о магазине с большой ассортиментной насыщенностью, высоким качеством обслуживания и эффективным использованием площадей. Как правило, на той же площади, что и в универсаме, товарооборот в супермаркете в 3-5 раз больше. Тип магазина сегодня определяют организация поставок и торговли. Так, современные супермаркеты работают напрямую с дистрибьюторами, а самые дорогие и престижные производят закупки за рубежом. Сегодня в России 0,2% продовольственных товаров реализуется в супермаркетах, в США эта цифра достигает 7%, в Бразилии – 31%, в Польше – 13%.

Гипермаркеты – магазины с торговой площадью от 6 до 20 тыс. кв. м., торгующие как предметами роскоши, так и товарами широкого потребления, с акцентом на основные потребительские товары и продукты питания. В разных странах к гипермаркетами относят магазины самообслуживания с торговой площадью: в США от 4000 кв. м, во Франции – от 2500 кв. м. В Германии гипермаркетами называют супермаркеты с площадь 1500 кв. м и универмаги с площадью от 4000 кв. м.

Основная отличительная черта гипермаркетов – доступные цены, а не разнообразие торгового обслуживания и дополнительных услуг. Все товары транспортируются в гипермаркеты, как правило, поставщиками напрямую от производителя.

Гастроном – универсальный продовольственный магазин небольшой торговой площади (250-300 кв. м) с традиционными методами обслуживания. Он, как правило, включает несколько необходимых секций: молочную, мясную, гастрономию, напитки, бакалею, хлебобулочные изделия (если хватает места), сопутствующие товары. Гастрономы работают и в те дни, когда более крупные магазины закрыты. Значение гастрономов не уменьшается в связи с открытием более крупных продовольственных магазинов – универсамов и супермаркетов. Поскольку размеры супермаркетов с каждым годом увеличиваются, и расширяется зона, обслуживаемая каждым супермаркетом, имеется потенциальная возможность развития сети гастрономов, расположенных по соседству с покупателями, где можно купить срочно понадобившиеся товары.

Мини-маркеты имеют небольшую площадь (60-80 кв. м). В них применяются традиционные методы обслуживания, а иногда – самообслуживание. Поставка товаров осуществляется от дистрибьюторов или от оптовых магазинов.

Специализированные магазины работают с одной товарной группой или ее частью. Товарооборот от товаров основного ассортимента составляет в них до 80%. Основная отличительная особенность специализированных магазинов от супермаркетов – насыщенность и глубина ассортимента и оказание сервиса при выборе товара. Но у магазинов этого типа есть и недостатки: при специализации ограничивается комплексность покупки, что нередко создает неудобства покупателям, вызывая необходимость посещать несколько магазинов; ограниченный круг посетителей; конкуренция со стороны крупных супермаркетов, руководство которых постоянно работает над расширением и углублением товарных групп; продавцы должны обладать гораздо большими знаниями о товаре.

Специализированные магазины «Молоко», «Чай», «Обувь», «Одежда» и другие магазины составляют 80-90% общего числа розничных торговых точек в России. На них приходится около 60% общих объемов сбыта продуктов народного потребления (не считая киосков и павильонов).

Следует подчеркнуть, что в России и за рубежом имеется большое количество других типов магазинов.

Для предприятий бытового обслуживания населения применяются следующие организационные формы: ресторан, бар, кафе, предприятие быстрого питания, столовая, магазин-кулинария, шашлычная блинная, ателье, ремонт бытовой техники, парикмахерская, ломбард и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: