Личность - это понятие, обозначающее, во-первых, человека как субъекта отношений и сознательной деятельности и, во-вторых, устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности.
Личность - это конкретный человек в совокупности принадлежащих ему психических свойств и качеств, характеризующих его как члена определенного общества и как индивидуальность.
Для характеристики человека в психологии наряду с понятием «личность» используются понятия «индивид» и «индивидуальность».
В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека к человеческому роду (у животных - особь). Любой человек – это индивид. Понятия "личность" и "индивид" находятся в тесном единстве, однако, они не тождественны. Поэтому возможны факты существования индивида, который не является личностью. Это обстоятельство подтверждается опытом изучения людей, воспитанных животными.
Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого, и мыслителя, и идиота, и представителя дикого племени, и жителя цивилизованной страны.
|
|
Человек появляется на свет как индивид, но еще в детстве включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Дальнейшее его развитие в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность. Личность каждого человека, в свою очередь, наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность.
Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, интересах, способностях и т.д. Личность каждого человека неповторима и уникальна. Но понятие личности шире понятия индивидуальности.
Эти три понятия образуют единство, но они не тождественны: каждое из них раскрывает свой специфический аспект.
В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Ведущей характеристикой личности, которая определяет ее психологический склад, является направленность.
Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность определяет особенности каждой личности. Формируется путем воспитания.
В с труктуру направленности входят:
1) Интерес – активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, связанная с положительным отношением к ним. Интересы различают по:
|
|
а) содержанию – оно определяется теми объектами, на которые они направлены (интерес к технике, к музыке и т.д.);
б) широте: широкий (человек с разносторонними интересами при наличии одного центрального) и узкий (наличие одного-двух интересов при полном равнодушии к остальному);
в) глубине: глубокий интерес (потребность основательно изучить объект во всех деталях) и поверхностный (наличие поверхностных знаний и отсутствие настоящего интереса);
г) устойчивости: устойчивый интерес (интерес, который долго сохраняется и играет важную роль в жизни) и неустойчивый (быстро возникает и быстро гаснет);
д) действенности: интерес действенный (который побуждает к действиям) и пассивный (не побуждает к действиям, например, спорт по телевизору).
Различают также прямые и косвенные интересы. Прямой вызываются самим содержанием области знаний. Косвенный вызывается не содержанием, а тем значением, которое он имеет по отношению к другому объекту, которым интересуется человек (например, математика для авиамоделирования).
2) Убеждения - это суждения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается и стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни). Если убеждения образуют систему воззрений, упорядоченную и организованную, то они становятся мировоззрением.
4) Установки - это складывающаяся на основе прошлого опыта предрасположенность индивида к определенной форме реагирования, побуждающая его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано. Установки бывают бессознательные (психологические) и социальные (предрасположение индивида и группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности).
5) Ценность – это понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение для общества и личностный смысл индивида определенных явлений действительности. Ценности выделяются:
а) по предмету или содержанию объекта, на который они направлены: материальные, морально-политические, социально-экономические и духовные (образование, наука, культура);
б)по объекту отношения: общечеловеческие (мир, экология) и общенациональные (общественно-политический строй, права, народные традиции).
Различают также ценности личности и ценности общества. Но все ценности личности – это присвоенные ценности общества. Ценности личности, в свою очередь, могут быть истинными и ложными.
Ценностные ориентации – это направленность личности на те или иные ценности. Ценностные ориентации личности имеют иерархическую структуру: одни ценности выступают как ведущие, другие имеют второстепенную роль.