Аттракция – (от фр.- притяжение, привлечение, тяготение) рассматривают как – процесс взаимного тяготения людей друг к другу; формирования привлекательности одного человека для другого; механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви;
Факторы межличностной аттракции.
1. Пространственная близость. Нас привлекают те, кто рядом – многие исследования показали, что простое физическое присутствие рядом другого индивида увеличивает вероятность возникновения дружбы.
Существует несколько причин, почему пространственная близость приводит к взаимному притяжению.
1) во-первых, если человек рядом, для развития дружбы с ним попросту меньше препятствий (легче постучаться в соседнюю дверь, чем подниматься по лестнице, чтобы встретить человека);
2) во-вторых, регулярно бывая в обществе какого-то человека, мы получаем больше информации о нем, можем выяснить, есть ли у нас общие интересы, совпадает ли наше отношение к миру;
3) в-третьих, пространственная близость может привести к взаимному притяжению посредством эффекта простой экспозиции. Чем чаще люди оказываются рядом с другим, тем больше этот другой становился для него привлекательнее.
|
|
2. Сходство установок. Люди, разделяющие наше мнение по тому или иному вопросу, дают нам возможность чувствовать себя правыми, а это служит нам своеобразным вознаграждением, а поэтому нам и нравятся люди, которые с нами согласны. И напротив, мы стараемся держаться дальше от тех, кто не разделяет наших мнений и убеждений, т.к. в данном случаеесли человек не согласен с нами, то возникает вероятность, что мы не правы, а это своеобразное наказание.
3.Похвала и оказанная услуга. Многие эксперименты показали, что нам гораздо больше нравятся люди, оценивающие нас позитивно,чем люди, которые относятся к нам отрицательно. Однако этот механизм не всегда работает. Если похвалы слишком расточительны, или если они кажутся незаслуженными, или хвалящий извлекает выгоду из «втирания в доверие», то этот человек не вызывает симпатии.
Точно так же нам нравятся люди, оказывающие нам какие-либо услуги. Однако, люди не любят получать подарки, если за ними что-то стоит, если они предполагают какие-то ответные дары; более того, людям не нравится принимать услуги тех, кто извлекает из оказания их какую-то пользу для себя.
4. Индивидуальные свойства человека. Выделяют три важнейшие индивидуальные характеристики, определяющие аттракцию: компетентность, физическую привлекательность и самооценка.
Компетентность - чем более компетентен человек, тем больше он должен нам нравиться. Однако, хотя высокий уровень компетентности повышает привлекательность, еще более привлекательным станет человек, если появится какое-то доказательство того, что и он способен на ошибку. Данный феномен был назван эффектом «посадки в лужу».
|
|
Физическая привлекательность. Исследованиядемонстрирует, что именно физическая привлекательность является главным фактором межличностной аттракции.
Физическая привлекательность вызывает романтическое влечение посредством положительного стереотипа: если человек красив, мы склонны автоматически наделять его множеством других положительных черт. Привлекательные люди считаются менее скромными, однако более сексуальными и светскими, чем непривлекательные, а также более общительными, авторитарными (более уверенными в себе) и более душевно здоровыми (то есть счастливыми и эмоционально устойчивыми). Такие стереотипы не безосновательны. С раннего детского возраста мы учимся тому, что с добродетелью ассоциируется определенный эталон красоты.Например,фильмы и детские сказки.
Отношение к нам и самооценка. В работах многих исследователей показано: когда другие испытывают к нам симпатию, мы также склонны испытывать ее по отношению к ним. Эксперименты показывают, что испытуемые, считавшие, что они вызывают симпатию партнеров, действительно вызвали их симпатию, в то время как испытуемые, полагавшие, что они не вызывают симпатию партнеров, как раз и не вызвали их симпатию. Таким образом, Они вели себя «зеркально».
Неуверенный в себе человек с симпатией отнесется к любому, кто проявит к нему интерес, а уверенный в себе человек окажется более разборчивым. Более того, неуверенный человек будет даже искать менее привлекательного партнера с целью уменьшить вероятность оказаться отвергнутым.
21. Конфликты в малой группе
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
Конфликт– вид отношений – межличностных, личности и группы, межгрупповых, - в основе которых лежит объективное противоречие целей, интересов, мнений участников. На психологическом уровне это противоречие проявляется в сильных негативных переживаниях участников по отношению к ситуации, оппонентам и самим себе.
Противоречие, которое лежит в основе конфликта, порождает «объективную конфликтную ситуацию», которая имеет свою обязательную структуру, это стороны конфликта и его объект.
Сторона конфликта - это конкретные люди и их цели. Эти цели близки в рамках одной стороны и находятся в противоречии с целями оппонентов – тех, кто составляет другую сторону.
Объект конфликта– это реальный или идеальный предмет, к обладанию которым стремятся все участники данного взаимодействия. Этот объект обладает двумя «неприятными» свойствами, которые и превращают его в эпицентр разногласий:
Ø Он неделим, и по убеждению оппонентов может принадлежать только одной стороне весь целиком;
Ø И он обладает разной степенью доступности для участников. Каждый пытается всеми доступными средствами сделать его более доступным для себя и менее доступным для другого.
Если взаимодействие имеет такую структуру (2 стороны и объект), оно имеет много шансов превратиться в настоящий психологический конфликт.
Это становится возможным, если объективное противоречие пройдет стадии идентификации и формирования субъективного образа конфликта.
1 стадия. Нахождение лиц, препятствующих достижению цели.
2 стадия. Формирование у оппонентов образа конфликтной ситуации. Субъективный образ конфликтной ситуации включает:
Ø Представление о себе в конфликте (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях);
|
|
Ø Представления участников конфликта о противоположной стороне, оппонентах (об их потребностях, возможностях, ценностях и целях);
Ø Представление конфликтующих сторон о ситуации, в рамках которой развивается конфликтное взаимодействие.
В конфликте люди взаимодействуют не друг с другом и не в реальном контексте. Их поведение опосредовано образами конфликтной ситуации, которые могут более или менее совпадать с некоторой объективной реальностью.
Стадии развития конфликта.
Конфликт проходит 4 последовательные стадии развития:
1. Возникновения объективной конфликтной ситуации. Это стадия потенциального конфликта. Однако в деловых и м/л отношениях существует его реальный зародыш.
2. Возникают и нциденты. Это различные события, которые демонстрируют участникам взаимодействия существование некоторой проблемы: не поняли друг друга, не разобрались, не поделили. Возникают напряженность, размолвки, ссоры. Именно на этой стадии начинает формироваться образ конфликта.
3. Стадия конфликтных действий – центральная. На этой стадии отношения оппонентов бурно развиваются, что приводит к изменению практически во всех структурных звеньях конфликтной ситуации, меняет самих участников, их позиции, объект и ситуацию вокруг конфликта. Объект конфликта разрастается и охватывает все зоны отношений, объективно не противоречивые.
4. Стадия исхода. Существует две большие возможности решения конфликта: создание условий, не допускающих дальнейших инцидентов, и разрешение самого объективного противоречия.
Снятие инцидента. Этого можно достичь следующими способами:
- Обеспечение выигрыша одной из сторон. В этом случае конфликт решается полностью, если проигравшая сторона приняла свое поражение, что встречается очень редко. Победа одной стороны – временное состояние, до ближайшего серьезного инцидента.
- Снятие конфликта с помощью лжи.Люди в этом случае действуют по принципу: «нет инцидента – нет конфликта». Это заблуждение. Отношения, содержащие в своей основе объективное противоречие, подтачиваются изнутри личность каждого участника (например, детская тревожность), исподволь разрушают сами отношения.
|
|
Изменение целевых установок хотя бы одним из участников. Когда одна из сторон в силу обстоятельств или в результате переговоров не желает обладать объектом конфликта.