Методологические особенности исторической школы Германии

Альтернативное класси­ческой политической экономии направление экономической мыс­ли, получившее название «историческая школа Германии» возникло в период объединения Германских земель в единое государство, в середине XIX в. Эта школа олицетворяет не столько историческое, сколько социально-историческое направление, потому что ее ав­торы, включили в поле исследований политической экономии наряду с экономичес­кими и неэкономические факторы.

В своей критике немецкие авторы единодушны в том, что клас­сики чрезмерно увлекаются абстракциями и обобщениями и не­дооценивают значение фактов и наблюдений, связанных с про­шлым и настоящим. Они также обвиняют классиков за абсолюти­зацию принципов экономического либерализма.

Особенности методологии социально-исторического направле­ния экономической мысли, сложились еще на этапе «старой исторической школы». В самом деле, немецкие авторы, поставив во главу угла проблему метода эк-го исследования, по существу выдержали научный спор с классиками и внесли в методологию политичес­кой экономии новые позитивные элементы, которые легли в ос­нову методологических особенностей зародившегося благодаря им социально-исторического направления эк-кой мысли. Суть же этих особенностей методологии может быть сведена к следую­щим трем положениям: 1. учет влияния на экономическое развитие страны социаль­ной среды, в том числе «человеческого фактора»; 2. выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономи­ческих и неэкономических факторов и категорий; 3. определение места и роли неклассовых критериев в иссле­довании фаз и этапов развития общества.

ПЕРВАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ позволяет раскрыть несостоятельность одной из централь­ных методических позиций классиков, согласно которой в эк-кой науке приоритетное значение имеют эк-кие законы, факторы и категории и их дей­ствие объявляется универсальным и неотвратимым во все време­на и для всех народов. Представители исторической школы исходят из того, что эк-кие законы не следует отождествлять с природными законами (например, законы химические, физические и т.п.), которые неизменно проявляют себя благодаря стабильному харак­теру вызывающих их действие заранее известных элементов и ком­понентов. Поэтому, наперекор классикам, они указывают на не­универсальный характер политической экономии и зависимость результативности эк-ких процессов не только от эконо­мических (базисных), но и от многообразных факторов неэконо­мического свойства, включая «человеческий фак­тор», т.е., как принято говорить, от факторов социальной среды. Причем в числе последних чаще всего ими упоминаются: национальные особенности и традиции; своеобразие исторического развития нации, ее менталитет; историческая случайность; географические условия страны; особенности национальной культуры, психологии, религии и др.

В связи со ВТОРОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ необходимо вспомнить, что у классиков неэкономические факторы обусловлены влиянием экономических факторов, из чего, например, вытекает, что чем выше уровень производительных сил общества, тем более развитой будет социальная сфера, в том числе уровень культуры, искусства, науки и т. д., и наоборот. Немецкие авторы: значение в процессе эволюции хозяйственной жизни эк-ких и неэк-­ких факторов рассматривается во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Наконец, ТРЕТЬЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ исторической школы отражает итог ее противостояния классической школе по поводу места и роли в эк-кой науке исторического мето­да. Как известно, у классиков историзм проявляет себя прежде всего через критерий выделения на различных этапах эволюции наро­дов и государств так называемых высших и низших, главных и неглавных классов общества. Немецкие же авторы, обосновывая фазы, этапы и схемы экономического развития общества на всем протяжении исторического пути нации, классовому критерию противопоставили сугубо хозяйственный.

Благодаря неклассовоформационному историзму, как важнейшему инструменту для научных изысканий и обновления экономичес­кой науки, немецкая историческая школа достигла несомненных позитивных результатов. Подтверждение тому – не просто сам факт издания ее авторами ряда крупных фундаментальных историко-экономических монографий, а скорее то, что результаты этих иссле­дований вызвали в дальнейшем весьма полезные дискуссии по мно­гим актуальным социально-экономическим проблемам.

Одновременно следует подчеркнуть, что новизна исторического метода немецких авторов из-за их оторванности от уже достигну­тых в ту пору научных основ экономической теории так и не позво­лила исторической школе Германии занять лидирующее место в мировой эк-кой науке и опровергнуть основные теорети­ко-методологические упущения классической политической эконо­мии. Последнее стало возможным лишь на рубеже XIX-XX вв., когда появились вначале маржинальные концепции субъективистов и неоклассиков, а затем социально ориентированные концеп­ции американских институционалистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: