Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики

После второй мировой войны кейнсианские идеи регулируемого рыночно-капиталистического хозяйства получили широкое распространение и превратились в доминирующее направление экономической мысли в большинстве развитых стран мира. Возникли различные направления кейнсианства; ведущую, роль приобрело неокейнсианство, концепции которого разрабатывались американскими экономистами Хансеном, Харрисом, Домаром, Харродом, Перру и др.

В 50–70-е гг. важнейшей проблемой, находившейся в центре внимания неокейнсианских теоретиков, стала ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. Ее научное значение актуализировалось политико-идеологическими факторами, т.к. в этот период на мировой арене развернулось острое соперничество капиталистической и социалистической систем, причем социалистические страны демонстрировали более высокие темпы роста. Проблемы занятости и антикризисного регулирования, имевшие основное значение в произведениях Кейнса, продолжали разрабатываться и его последователями, но постепенно отходили на второй план соотносительно с анализом движущих импульсов экономического роста.

Углубив анализ динамики макроэкономического равновесия, неокейнсианцы детализировали исследования структуры инвестиционного процесса. Механизм действия мультипликатора был распространен ими на ряд последовательных времен­ных интервалов, в результате чего он стал рассматриваться как расширенно воспроизводящийся мультипликационный процесс. В то же время в структуре инвестиций были выделены, во-первых, так называемые «автономные», обусловленные научно-техническим прогрессом, структурной перестройкой экономики, регулирующими функциями государства, и, во-вторых, «производные», или «индуцированные», вызванные ростом доходов, спроса и потребления. Применительно к индуцированным инвестициям была разработана концепция так называемого «акселератора», в соответствии с которой рост доходов ведет к опережающему росту капиталовложений в экономику.

Руководствуясь методолого-теоретическими установками Кейнса об утрате рынком автоматического характера саморегулирования, неокейнсианцы уделяли значительное внимание проблеме экономических функций государства. Именно государственному бюджету принадлежит, по их мнению, решающая роль в стимулировании импульсов эк-кого роста. Гос-ные инвестиционные расходы при этом понимаются в качестве важнейшего из «встроенных стабилиза­торов» рыночной экономики, смягчающих циклические колебания и обеспечивающих динамическое равновесие процесса расширенного воспроизводства наряду с подоходными налогами, пособиями по безработице, различного рода социальными выплатами и т. д.

В современном кейнсинианстве доминируют 2 тенденции: американская и европейская, связанная с французскими учеными.

Американские последователи Дж. Кейнса – Э. Хансен, С. Харрис, Дж. Б. Кларк и др.: 1. считали целесообразным рост налогов с доходов населения до 25% и более, увеличение размеров гос-ных займов и выпуска денег для покрытия расходов гос-ва даже если это увеличит инфляцию и дефицит гос-ного бюджета; 2. заменили метод непрерывного регулирования и направления частных и гос-ных инвестиций на метод маневрирования гос-ными расходами в зависимости от эк-кой конъюнктуры - при подъеме экономики инвестиции ограничиваются, при спаде - увеличиваются (несмотря на возможный дефицит бюджета);

«Американский Кейнс» – Хансен вошел в историю, прежде всего, как автор кейнсианской концепции цикла, относящейся к теориям экономической динамики. Эти взгляды изложены во всемирно известной работе «Экономические циклы и национальный доход». Рассматривая экономическую динамику, он выделяет четыре модели циклических колебаний: 1. «малые циклы» от 2 до 9 лет (их причина – неравномерность воспроизводства оборотного капитала); 2. «большие циклы» от 6 до 13 лет порождаются неравномерностью вложений в основной капитал; 3. «строительные циклы» от 17 до 18 лет применимы только к строительству зданий. Механизм «качания» этого цикла связан с нехваткой жилья. Рынок на образовавшийся дефицит отвечает ростом цен на жилплощадь и повышением квартплаты. Быстро растут инвестиции в эту отрасль. Заложенных зданий (долгов) в основном уже достаточно для удовлетворения спроса. Однако не завершенное строительство подталкивает цены вверх, из-за которых в свою очередь закладываются новые здания. Строительный бум продолжается. Но наступает момент истины: построенных зданий уже достаточно для покрытия спроса. Цены падают. В тоже время достраиваются заложенные здания, возникает перепроизводство и спад. Величина строительного цикла определяется временем между возникновением потребности в жилье и сроком ее удовлетворения. 4. «вековые циклические волны» продолжительностью до полувека и более – следствие коренных переворотов в технике, технологиях и производстве.

Исследуя механизм эк-кого роста, Хансен пришел к выводу, что он состоит из взаимодействия мультипликатора и акселератора. Мультипликационный эффект проявляется в том, что за увеличением инвестиций следует рост дохода, занятости и «эффективного спроса». В то же время увеличение отмеченной триады (дохода, занятости, «эффективного спроса») приводит к росту инвестиций (АКСЕЛЕРАТОР). Если при этом эк-кого роста не происходит, то, по Хансену, причина – предельная склонность населения к сбережению, что приводит к задержке процессов расширения. Механизм взаимодействия мультипликатора и акселератора Хансен называет СВЕРХКУММУЛЯТИВНЫМ ПРОЦЕССОМ.

Модель акселератора стала симметрично дополняющей к модели мультипликатора, и во взаимодействии с ней составила логически завершенную теоретическую характеристику стимулирования макроэкономического роста и динамики равновесия совокупного спроса и предложения.

Экономисты Франции – Ф. Перру и др.: 1.сочли необязательным регулирование ссудного процента как средства стимулирования новых инвестиций, т.к. корпорации с преобладанием государственной доли собственности и так играют доминирующую и координирующую роль в обществе; 2. по этой же причине определяющим средством воздействия на незатухание инвестиционного процесса сочли индикативный (рекомендательный) метод планирования экономики (обязательность только для государственного сектора экономики) в противовес индикативному императивному (директивному, социалистическому и недопустимому).

Социальные проблемы занимают особое место в подходах так называемого «левого кейнсианства». Его представители (Дж. Робинсон и др.), отмечая влияние роста заработной платы на увеличение совокупного спроса и, тем самым, на стимулирование экономического роста, доказывают необходимость подъема жизненного уровня широких масс населения, и, в первую очередь, его трудящихся слоев. Увязывая динамику доходов трудящихся с макроэкономическим ростом, а таким образом и с доходами собственников, левые кейнсианцы стремятся дать обоснование возможностей и механизмов смягчения социально-экономических противоречий.

Рецепты неокейнсианцев в течение нескольких послевоенных десятилетий составляли теоретическую основу экономической политики во многих развитых странах, однако в 70-е гг. обнаружилась их историческая предельность. Инфляционное стимулирование роста, систематическая дефицитность государ­ственных бюджетов явились предпосылками возникновения «стагфляции» – одновременного проявления стагнации экономики и инфляции. К тому же, эффект рекомендуемых неокейнсианцами «встроенных стабилизаторов», как правило, сказывался с определенным, а иногда и весьма значительным, временным лагом и оказывал не стабилизирующее, а напротив, дестабилизирующее воздействие на динамику цикла, что дало основание оппонентам кейнсианства подвергнуть эти рекомендации критике. Результатом кризиса кейнсианских подходов стала «неоконсервативная революция» – усиление теоретической и практической роли неолиберальных и монетаристских концепций (стали доминировать в 80 –90-е гг.).

В то же время в рамках кейнсианского направления получили развитие идеи посткейнсианства (наиболее известные представители – Н. Калдор, С. Вайнтрауб, А. Лейонхувуд). В условиях обострения проблем и противоречий инфляции посткейнсианцы стали уделять значительно больше внимания проблемам денежной политики и искать ответы на вопросы, которые хотя и были отмечены некоторыми неокейнсианцами, но не получили удовлетворительного решения: о границах эффективности умеренной инфляции; о пределах, за которыми отрицательные следствия инфляции становятся более весомы, чем положительные; об оптимальных размерах бюджетного, в том числе дефицитного финансирования и т.д. Данная проблематика сближает посткейнсианские подходы с идеями монетаризма. Вместе с тем, посткейнсианский факторный анализ влияния механизмов распределения национального дохода на динамику сбережений, а тем самым, – на экономический рост, методологически близок к ряду ключевых идей Д. Рикардо и К. Маркса, а изучение экономической роли социальных институтов – к концепциям институционализма. Это свидетельствует о сближении методолого-теоретических позиций ведущих направлений современной мировой экономической мысли.






Подборка статей по вашей теме: