Билет №16 экономические воззрения П. Прудона

ПЬЕР ЖОЗЕФ ПРУДОН (1809-1865) – французский экономист и социолог. В 1837 г. издает первое сочинение «Опыт всеобщей грамматики». В 1840 г. по­является одно из лучших его произведений «Что такое собствен­ность?», в котором содержится знаменитая фраза «собственность есть кража». В 1846 г. Прудон издал очередное крупное сочинение «Система экономических противоречий, или Философия нищеты», уже в июле 1847 г. К. Маркс опубликовал ответное произведение «Нищета философии».

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ. П о мнению П. Прудона, предметом изучения не может являться сфера пр-ва, так как в этом случае из-за того, что «меновая ценность не поддается измерению», без внимания остаются проблемы социальной сферы и прежде всего многообразные задачи организации обмена и потребления. Последние по существу и являются предметом изучения этой науки в его пред­ставлении.

ТЕОРИЯ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ. К данной теории Прудон обращается в ряде своих произве­дений, всякий раз подчеркивая собственное, отличающееся от всех «современных экономистов» понимание проблемы взаимосвязи народонаселения и эк-го роста. При этом особой кри­тике подвергается их якобы непонимание того «факта», что перенаселение обусловлено «великой, ужасной и всегда зияющей язвой собственности», что поэтому «народонасе­ление, как бы его не уменьшали, всегда и неизбежно бывает из­быточным». Тем не менее, теории народонаселения П. Прудона и С. Сисмонди идентичны по меньшей мере по двум позициям. Суть первой со­стоит в схожести толкования причины феномена перенаселения. Суть второй идентичной позиции сводится к принятию домальтусовской версии об эк-ком преимуществе общества с многочисленным населением.

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА. В рамках этой теории П. Прудон, подобно С. Сисмонди, выра­жает нескрываемый пессимизм по поводу перманентного харак­тера разделения труда в обществе. Правда, в отличие от него он пытается выстроить аргументацию против этого «эк-го закона» классиков посредством гегелевского диалектического ме­тода анализа. П. Прудон упрекает Смита и его последователей за их «оптимизм» и недооценку «вредных сторон какого-либо за­кона», в том числе закона разделения труда. Ведь в соответствии с последним, подчеркивает он, в обществе происходит «беспрестан­ное введение новых и новых машин», но «машина, или фабрика, принизив рабочего путем подчинения его хозяину, довершает его унижение, заставляя спуститься с положения ремесленника до положения чернорабочих».

ТЕОРИЯ КОНСТИТУИРОВАННОЙ СТОИМОСТИ. Прудон критикует учение классиков и в связи с теорией сто­имости (ценности), полагая, что она таит в себе «ключ к социаль­ной системе, которого человечество ищет уже в течение шести тысяч лет».

По его мнению, проблему определения «относительной или меновой стоимости» политическая экономия всегда ставила в ка­честве ее первого вопроса, «который ей следовало бы разрешить, но она (стоимость) не может быть определена абсолютным образом и по существу своему изменчива». Причина такого положения в том, уточняет он, что «один и тот же продукт в различ­ные эпохи и в различных местах может стоить больше или меньше времени, больших или меньших расходов». Однако в конкретный период времени ценность, заявляет ученый, совершенно «неиз­менна в своем алгебраическом выражении, хотя денежное выра­жение ее и может меняться». И исходя из этой посылки им выдви­гается собственный принцип определения абсолютной ценности продукта, который не связан с «мнением продавца или покупате­ля», а сам продукт должен быть оплачен «сообразно тому, сколь­ко он отнял времени и расходов, не выше и не ниже».

ТЕОРИЯ ДОХОДОВ. Изложение этой теории П. Прудон построил, рассматривая со­держание так называемых трех элементов – труда, капитала и земли, принятых политической экономией в качестве основных источников доходов. Однако, по его мнению, каждый собствен­ник земли или капитала, «сам ничего не производящий» и свой доход «получающий ни за что, является либо паразитом, либо мошенником»; те же собственники, которые, «устыдившись сво­ей праздности, работают», все равно не заслуживают большего, чем «только свое жалованье, но не доходы». ТО, Прудон, по существу, солидарен с Сисмонди в том, что рабочим платят за их труд урезанную часть возника­ющего в процессе пр-ва дохода.

ТЕОРИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА. В представлении Прудона воспроизводство характеризуется тем, насколько сбалансированы в обществе пр-во и потреб­ление. Так, по его словам, «в правильном хозяйстве между пр-вом и потреблением существует равновесие». Но в реальной действительности, подчеркивает он, «собственники перестали работать, их потребление, согласно экономическим принципам, непроизводительно» и поэтому «афоризмы политической эконо­мии ложны». Отсюда он делает вывод о нарушении собственниками «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗАКОНА», в соответствии с которым «труд должен уравновешиваться продуктом». Тем самым он, как и Сисмонди, демонстрирует неприятие «закона Сэя». Однако, очевидно, что ни тот, ни другой не поняли истинных причин эк-ких кризисов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: