Сохранив саму идею последовательных стадий процесса создания или изменения установок, Уильям Мак-Гайр создал более детализированную модель, описывающую уже пять этапов: 1) внимание, 2) понимание, 3) согласие, 4) сохранение, 5) поведение. Уточнения, предложенные Мак-Гайром, касаются завершения процесса убеждения и подчеркивается, что помимо согласия для формирования и изменения установки необходимо также сохранение или удержание новой информации. Кроме того, Мак-Гуайр выделяет еще одну стадию — поведение, т.к. именно оно может служить показателем того, что установка возникла и сформировалась. К тому же именно благодаря поведению установки могут закрепляться и сохранять свою актуальность.
Модель параллельного процесса: убеждение и внушение (модель уточнения вероятности) Ричарда Петти и Джона Качоппо
Ричард Петти и Джон Качоппо, по-новому взглянув на проблему, пришли к выводу, что процесс убеждения никогда не протекает в чистом виде (наряду с убеждением в нем всегда присутствует внушение).
Они утверждают, что убеждение и внушение всегда идут бок о бок, то есть параллельно, отсюда и название их теории. Правда, сами американские психологи не оперируют понятием «внушение», предпочитая называть оба процесса процессами убеждения, хотя по сути, как мы увидим в дальнейшем, можно говорить именно о внушении. При этом процесс собственно убеждения Петти и Качоппо называют центральным процессом, в то время как процесс внушения — периферийным.
Согласно теории уточнения вероятности, для того чтобы человек воспринял убеждающее сообщение по схеме центрального процесса, у него должны быть для этого как потребность, так и возможность. Лишь в этом случае он будет обдумывать проблему, прислушиваться к доказательствам или отвергать их, соглашаться или не соглашаться с аргументами агента влияния.
Но даже и в этом случае человек может прекратить взвешенно и критически оценивать информацию и начать воспринимать ее на веру т.е. центральный процесс обработки информации может прерваться и смениться периферийным.
Периферийный процесс — это некритичный, бездумный способ восприятия информации. У беждающее сообщение построено таким образом, чтобы вызвать не раздумья, а эмоции. В этом случае люди начинают ориентироваться на внешние, поверхностные характеристики сообщения. Другими словами, их интересует не что говорится, а кто говорит, ка к говорит.
Таким образом, когда у человека нет времени, способности или потребности обдумывать информацию, он полагается на те эмоции, которые вызывает у него источник информации, тема сообщения или форма его подачи.
Центральный процесс. Использование центрально способа восприятия и обработки сообщений,зависит от многих факторов.
1.От значимости для человека той проблемы, которую затрагивает убеждающее сообщение.
2.Человек должен пребывать в спокойном ровном настроении, т. к. что в приподнятом настроении люди склонны воспринимать информацию некритично, напротив,плохое расположение духа побуждает человек к преувеличенной критичности и даже придирчивости.
1. Кроме мотивации, у человека должна быть еще и возможность использования основного способа восприятия убеждающей информации.
2.