Понятие международного порядка. Исторические типы международного порядка

В определении международного порядка следует исходить из характеристики социального, или общественного порядка. Общественный порядок - это такая организация соц жизни, которая противоположна анархии, отрицающей всякую власть одних соц общностей над другими, проповедующей неподчинение любому руководству и ничем неограниченную свободу личности. Иначе говоря, общественный порядок - это определенная организация в жизни социума, ее регулирование на основе определенных (например, госу-правовых) норм и общих (например, нац, культурных, морально-этических и т.п.) ценностей.

Понятие "МП " относится к глобальной соц общности, образованной совокупностью различных общественных субъектов (акторов), действующих на мировой арене.

Возникает вопрос, возможен ли общественный порядок в сфере МО, которая характеризуется отсутствием единой центральной власти, многообразием несовпадающих между собой ценностей, а также отсутствием высшего органа, который определял бы правомерность или неправомерность действий участников МО? Ведь общие ценности здесь играют весьма слабую роль, а нормы международного права, в сущности, носят необязательный характер.

С самого начала истории МО человечеству было свойственно стремление к их сознательному регулированию, в основе которого лежала всеобщая потребность в безопасности. По мере возрастания степени зрелости МО, это стремление находило свое выражение во все более интенсивном развитии международного права, в постепенном формировании целостной глобальной международной системы.

Таким образом, МП - это такое устройство международных (прежде всего межгосударственных) отношений, которое призвано обеспечить основные потребности гос-в и других институтов, создавать и поддерживать условия их существования, безопасности и развития.

В данном случае речь вдет об институциональном понимании, которое не исчерпывает всего содержания понятия "международный порядок".

В литературе нет общепризнанного определения МП. Некоторые исследователи склонны сводить его к совокупности юридических норм, сводя тем самым к международному праву, другие делают упор на международную стабильность, третьи связывают с сохранением на международной арене определенного статус-кво в отношениях между государствами. Например, с точки зрения американского автора Т. Франка, основу МП составляет законность - совокупность правил, созданных в ходе общепринятых юридических процедур, характеризующихся ясностью, взаимосвязанностью и вписывающихся в существующую систему международного права. Однако такая точка зрения представляется слишком узкой.

С. Хоффманн предложил отличать МП от термина "мировой порядок". С этой точки зрения, международный (межгосударственный) порядок вполне может существовать без наличия мирового порядка. Например, государства между которыми существуют отношения взаимного уважения и в то же время полного безразличия к внутренним делам друг друга, что делает возможным в том или ином из них геноцид или экономическую эксплуатацию основной массы населения. Напротив, мировой порядок немыслим без создания эффективных процедур межгосударственного сотрудничества, предполагающих особый международный порядок, отвечающий общим основным целям и ценностям их граждан. В юридических терминах речь идет о различии между правами государств (взаимном уважении суверенитета) и правами человека.

Разница и в том, что если МП как более или менее оптимальное устройство международных отношений, отражающее возможности общественных условий, существовал практически на всех этапах истории МО, то этого нельзя сказать о мировом порядке.

К. Ясперс понимал мировой порядок как "принятое всеми устройство, возникшее вследствие отказа каждого от абсолютного суверенитета", как общечеловеческие ценности и юридические нормы. Мировая история до сих пор не знала подобного устройства. Это не означает, однако, что мировой порядок невозможен в принципе.

Таким образом, МП - важная составная часть мирового порядка, его ядро, но к нему не сводится все содержание мирового порядка.

При этом они имеют общие основы, которые цементируют единство человеческого общества. К числу таких основ относятся международные эк обмены; научно-технические достижения (особенно в области коммуникационных систем, средств связи и информации); политические структуры и интересы; социокультурные ценности.

На различных этапах исторического развития одни из них выступают на передний план, тогда как значение других снижается; точно так же изменения, происходящие в структуре, например, политических основ того или иного типа международного порядка, не ведут автоматически к изменениям в мировой экономике или в ценностных ориентациях международных акторов, хотя и влияют на них. В то же время, правильное понимание сущности и значения проблемы МП возможно только при комплексном рассмотрении основ его формирования.

Исходя из этого методологического требования, С. Хоффманн принимает за отправной пункт своего анализа проблемы МП его основные измерения - характеристики, отражающие эмпирические данные, в которых резюмируются исследования методов создания и поддержания международного порядка.

Наиболее изученным является горизонтальное измерение, т.е. отношения между главными акторами МО. При этом, если международная система носит в структурном отношении многополюсный характер, то механизмом поддержания в ней порядка является механизм политического равновесия. Что же касается биполярных систем, то и здесь баланс сил выступает главным средством от сползания к беспорядку.

Вертикальное измерение МП представлено отношениями между сильными и слабыми акторами. Именно триумф силы выступает гарантом иерархической и жесткой организации международных отношений и регулирования взаимодействий в рамках империй, являющихся типичным примером доминирования в международной системе вертикального измерения международного порядка.

Основу функционального измерения МП составляет та роль, которую играют в стабилизации международной жизни различные области международных отношений - дипломатия и стратегия поведения акторов, экономические обмены между ними, моральные ценности и политические амбиции лидеров, а также деполитизированная сфера деятельности частных субъектов международных отношений (например, транснациональных обществ деловых людей, ассоциаций ученых, специалистов и т.п.). При этом любой из указанных аспектов функционального измерения может служить как стабилизирующим фактором, т.е. фактором поддержания МП, так и источником его дестабилизации и беспорядка.

Главное же заключается в том, что во всех измерениях международного порядка основным средством его поддержания на разных этапах исторического развития международных отношений оставалась сила - и прежде всего военная сила. Положение начинает отчасти меняться лишь в последние десятилетия нашего века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: