Однако основными современными теориями МО являются: 1. политический реализм, 2. политический идеализм, 3. модернизм, 4. транснационализм и 5.неомарксизм

I. Политический идеализм.

В 30-е годы двадцатого столетия политический идеализм впервые о себе заявил. Идейно-теоретические истоки этого направления уходят в утопический социализм, либерализм и пацифизм 20 века.

Его основная идея в необходимости покончить с мировыми войнами и вооруженными конфликтами путем демократизации МО и правового регулирования.

Возникло данное направление между двумя мировыми войнами. Согласно идеалистам мировое сообщество при давлении и поддержке общественного мнения вполне способно улаживать конфликты мирным путем, создавая при этом систему коллективной безопасности на основе добровольного разоружения.

В политической практике идеализм нашел своё воплощение в разработанной американским президентом программе Лиги наций (Вудро Вильсон). Так же теория нашла своё отражение в пакте Брианна-Келлага 1928года – полный отказ от военных и вооруженных сил в международных конфликтах. Так же в доктрине Стаймсона 1932год – внешнеполитическая доктрина по которой США не будет признавать суверенитет стран, созданных силовым методом. В последнее время эта теория находит своё отражение в деятельности американских политиков (Джона Даллоса, С. Гжезинского – гос. Секретари США 80-х). Так же в доктрине Картера и Буша старшего. В науке – это работа Кларка Иссона - «Достижение мира через мировое право», где было предложено поэтапное разоружение и создание системы коллективной безопасности за 20 лет (60-е-80гг). Основным инструментом при достижении вечного мира должно стать мировое правительство, руководимое ООН.

II. Политические реализм.

Авторы политического реализма: Реймонд Арон, Ганс Моргентау, Генри Кисенджер, Эдвард Карр, Арнольд Оолферс.

Они основали свою теории на критике политического идеализма. Главный пункт критики, что идеалисты не только не способствовали предотвращению мировой войны, но и помогли ей состояться.

В 1948 вышла работа Моргентау «Политические отношения между нациями. Борьба за власть». МО отношения представляют собой арену острого противоборства государств, в основе всей международной деятельности лежит стремление к увеличению власти или силы (power - власть, сила, мощь) и уменьшению власти других. Термин power понимается как военная и экономическая мощь государства, гарантия его наибольшей безопасности и процветания, славы и престижа, возможности для распространения его идеологических установок и духовных ценностей. Всего этого гос-во может достичь двумя путями: 1. военная стратегия и 2. дипломатия.

Военная стратегия – это продолжение политики насильственными средствами (понятие ввел Клаузевиц).

Дипломатия – мирная борьба за власть.

В современное время, по мнению Моргентау, гос-во выражает свою потребность во власти в терминах национального интереса. Результатом удовлетворения национальных интересов является установление на мировой арене определенного равновесия власти, т.е. баланса силы. Это единственный реалистичный способ сохранить мир. Состояния мира – это состояние равновесия между государствами. По его мнению есть два средства способных удержать стремление государства к власти: 1. международное право и 2. мораль. Но в тоже время проблема войны и мира не может решиться с помощью механизмов коллективной безопасности и ООН и единственный путь избежать мировой ядерной войны – обновить дипломатию.

Моргентау выделил шесть принципов политического реализма:

1. Политика, как и общество в целом, управляется объективными законами, корни которых лежат в неизменной человеческой природе. Поэтому существует возможность создания рациональной теории, которая в состоянии отражать эти законы. Такая теория позволит отделять объективную истину в международной политике от субъективных суждений.

2. Главный показатель политического реализма – это понятие «интереса, выраженного в терминах власти». Оно обеспечивает связь между разумом, стремящимся познать мировую политику и фактами подлежащими познанию. Оно позволяет понять политику как самостоятельную сферу человеческого общества, отделив её от этической, эстетической, экономической и религиозных сфер. Тем самым международная политика - это рациональная политика, т.е. правильная, которая минимизирует риски и максимизирует выгоды, но в тоже время рациональность политики зависит от её моральных и практических целей.

3. Содержание понятия «интерес, выраженный в терминах власти» не является неизменным. Оно зависит от того политического и культурного контекста, в котором происходит формирование международной политики государства. Политический реализм отличается от других школ тем, что в коренном вопросе: «как изменить современный мир?» убежден, что это возможно только при помощи умелого использования объективных законов, которые действовали в прошлом, настоящем и будущем, а не путем подчинения политической реальности абстрактному идеалу.

4. Политический реализм признает моральное значение политического действия, но в тоже время осознает существование противоречия между моральным императивом и требованиями успешного политического действия (моральные требования зависят от конкретной ситуации, взаимоотношений и т.д.). Моральные требования не могут предъявляться государству как универсальные нормы. Они должны рассматриваться в конкретных обстоятельствах места и времени. Самая аморальная деятельность гос-ва, по мнению Моргентау – самоубийство. Высшая моральная добродетель в международной политике – это умеренность и осторожность.

5. Политический реализм отказывается отождествлять моральные стремления какой-либо нации с универсальными моральными нормами. Законы мирового сообщества можно создать на законах человеческих. Понятие закон и мораль расходятся.

6. Теория политического реализма исходит из плюралистической концепции природы человека. Реальный человек – это и «экономический человек» и «моральный человек» и «религиозный человек» и т.д. Но только «политически человек» подобен животному, ибо у него нет моральных тормозов. С другой стороны только моральный человек – глупец, так как он лишен осторожности.

Политический реализм, трактуя внутреннюю, и внешнюю политику государства, не связывает их друг с другом. А государства трактует как своего рода взаимозаменяемые механические тела с одинаковой реакцией на внешние воздействия. Разница в том, что одни государства сильные, другие слабые, но реакции одинаковые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: