Сущность и роль государства как участника международных отношений

Гос-во является бесспорным и главным актором международных отношений, внешняя политика которого определяет характер МО. Д-ть иных акторов зависит от отношения к ним гос-ва. Процесс образования гос-в продолжается до сих пор. В 15 веке их было 5-6, в 1900 г их было 30 (до Балканских войн), в 1945 г членами ООН стало 60 гос-в, в 96 – 185, сейчас – 234.

Функции гос-ва в его развитой форме сводятся – к поддержанию порядка и безопасности в рамках границ, созданию условий для соц-эк развития, для распределения мат благ и удовлетворения основных потребностей населения.

Исторические формы гос-ва характеризуются многообразием (полисы, империи, колонии и.т.д.) Современная форма гос-ва связана в первую очередь с понятием суверенитета. Само понятие суверенитет со временем эволюционировало. 18 век – время перехода от суверенитета монарха к суверенитету нации. Начиная с 19 века формируется национальное гос-во. Тем самым генезис современной формы государственности тесно связан с развитием такой соц общности как нация. Все нации являются много этническими образованиями, формируются и укрепляются в процессе полит социализации, в процессе распространения религиозных верований, культурных ценностей и.т.д. Определяющую роль в формировании нац идеологии играют полит и интеллектуальные элиты.

Одной из решающих в понимании сущности гос-ва является категория – национально-государственный суверенитет, которая имеет два основных аспекта:

1) Внутренний – право гос-ва избирать свой путь эк развития, полит режима, гражданского, уголовного законодательства и.т.д.

2) Внешний – обязанность гос-ва не вмешиваться во внутренние дела друг друга, их равенство и независимость.

Но принцип суверенитета нац гос-в приводит к нескольким неоднозначным последствиям:

1. Каждое гос-во вынуждено сочетать в своей внешней пол-ке противоречивые функции. По мнению Уолферса каждое гос-во стремится:

а) к национальной экспансии;

б) к сохранению своего пространства;

в) к выгодам в ползу укрепления мира в целом.

2. Каждое гос-во стремится к обеспечению собственной безопасности, это стремление порождает дилемму безопасности.

3. Если все государства-нации равны, то, по мнению Старра, некоторые из них равны больше, чем другие. Следствием такого неравенства является международная стратификация.

Английский ученый Лоард, изучив международную стратификацию, пришел к выводу, что М всегда были стратифицированы на всех этапах исторического развития, но по разным основаниям. В этом плане существует два направления, изучающих причины социальной стратификации и этого феномена:

1) Консервативное – стратификация – следствие функциональной специализации. В обществе специально властью формируются ценности;

2) Радикальное – представители его считают, что общественный порядок всегда основан на принуждении, а стратификация сопровождается процессом эксплуатации одних другими.

В рамках науки о МО по вопросу стратификации есть два течения:

1. Интеракционизм - рассматривает взаимодействующие гос-ва в качестве автономных элементов стратифицированной системы МО и поведении каждого гос-ва определяется тем местом, которое оно занимает в системе элементов (Каплан, Сингер, Дойч, Уолс и другие);

2. Структурализм – оно исходит из того, что в 20м веке гос-ва не являются автономными, а играют разную роль в общемировой системе и находятся в центре или на периферии.

Одним из наиболее распространенных видов международной стратификации считаются неравные возможности гос-в защитить свой суверенитет. С этой точки зрения выделяют: сверхдержавы, великие державы, средние державы, малые гос-ва и микро-государства.

Признаки сверхдержав: 1. Способность к массовым разрушения планетарного масштаба, которая поддерживается наличием ядерного оружия. 2. Способность оказывать влияние на условия существования всего человечества. 3. Невозможность потерпеть поражения от любого другого гос-ва или коалиции, если в состав нее не входит другая сверхдержава.

Великие державы: 1. Оказывают существенное влияние на мировое развитие, но не господствуют в МО. 2. Стремятся играть мировую роль, но чаще ограничиваются определенным регионом, либо определенной сферой МО.

Средние державы: Обладают прочным влиянием в своем ближайшем окружении.

Малые гос-ва: Располагают достаточными средствами для сохранения своей независимости и территориальной целостности.

Микро-гос-ва: не способны защитить свой суверенитет собственными силами.

Большинство ученых склоняются, что критерием для определения малого, либо микро гос-ва выступает кол-во населения (от 1 до 2 миллионов человек).

Другой критерий – доля ВВП на душу населения.

Рассет и Старр предложили учитывать ряд критериев – военный потенциал, продолжительность жизни, процент детской смертности, кол-во врачей и койко-мест, расовый состав, доля городских и сельских жителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: