Средства и стратегии участников международных отношений

Средства – это пути, способы и методы достижения целей. Цели и средства – диалектически взаимосвязанные категории.

Специфика средств международных акторов вытекает из особенности международных отношений. Специалисты выделяют многообразие средств, но в конечном итоге они (средства) сводятся к: в первом случае средства – это сила убеждения и обмен; во втором случае - это сила и переговоры; третий случай – убеждение, торг, угроза и насилие.

Следует отметить возрастающую роль убеждения и переговоров т.е. политических средств. Эти средства предполагают: налаживание систематических постоянных связей и контактов, что ведет к росту взаимного доверия. Успеху политических средств способствует наличие у сторон общих взаимных интересов (пример – Парижская хартия (ноябрь 1990года) – документ означавший окончание конфронтации между Западом и Востоком).

Категории цели и средства являются соотносительными т.е. они соответствуют не различным событиям и поведения участников МО, а их различными положениями по отношению друг к другу т.е. определенное событии реализует определенную цель и т.д.

Установление соответствия между целями и средствами отражаются категорией – стратегия. Характер любой стратегии определяют:

1. существенное воздействие на кого-то или что-то;

2. средства и способы далеко идущего воздействия;

3. перспективно динамичная ориентация целей.

Т.е. в общем виде стратегия – это долговременная линия поведения, соединяющая науку и искусство в достижении цели.

Роль стратегии того или иного актора заключается в том, чтобы дипломатическими средствами противостоять давлению более сильных участников МО, а так же компенсировать собственные геополитические и демографические недостатки. Но всё же решающим средством участников МО остается – военная сила. Поэтому основным направление дипломатической стратегии на протяжении веков было формирование коалиций и союзов, призванных обеспечить перевес в силе над потенциальным или актуальным противником.

27. Основные тенденции развития мировой системы международных отношений после окончания второй Мировой войны.

Вторая мировая война коренным образом изменила обстановку в мире и сам климат международных отношений. Война с фашизмом сплотила народы, несколько приглушила идеологические разногласия.

Отношения между союзными державами сохраняли партнёрский характер. Американские военные ассигнования уменьшились с 81,6 до 13,1млрд. долл., доля военных расходов в Советском бюджете с 43 до 17,9%. Надежды вселяло и создание Организации Объединенных Наций (апрель-июнь1945 г.) и Нюрнбергский процесс 1945-1946 гг. покаравший главных немецких военных преступников.

Огромный вклад СССР в победу над гитлеровской Германией вызвал всплеск симпатий к нему на Западе. Даже У. Черчилль признал, что именно русская армия выбила дух из немецкой армии. В мире не существовало другой силы, которая могла бы это сделать. Советскому Союзу удалось выйти из изоляции и занять почетное место великой державы, определявшей послевоенное устройства мира на международных конференциях большой тройки. Договоренности, достигнутые между союзниками на Ялтинской и Потсдамской конференциях, закрепляли права Советского Союза на территориях Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины, присоединённых в начале второй мировой войны, и на часть Восточной Пруссии. Кроме того, руководители большой тройки в Ялте и Потсдаме Ф. Рузвельт и У. Черчилль, а затем Г. Трумэн и К. Эттли согласились с тем, что после окончания войны, освобождённые советскими войсками, страны Восточной Европы отойдут к сфере влияния Советского Союза. Но ни в одном из Ялтинско-Потсдамских соглашений не было чётко и ясно зафиксировано, в чем конкретно будет выражаться и осуществляется это влияние. Вот этим и воспользовался И. Сталин на исходе и в первые послевоенные месяцы, дав недвусмысленно понять, какое влияние собирается установить в этом регионе Москва, и в каком направлении его развивать. Весной 1945 г. советские войска находились во всех странах Восточной Европы. В феврале 1946 г. Советский Союз, не дожидаясь мирного договора с Японией, включил в свои границы Южный Сахалин и Курильские острова.

Эти перемены внушали поначалу надежды на преодоление раскола и создание новой гармоничной системы международных отношений, интегрирующей СССР и капиталистические державы, опирающейся на идею мирового единства. В конце 40-х гг. эта идея начала питать процесс, который назовут конвергенцией. Но будущий облик мира формировали не эти тенденции. Будущий облик мира формировали не эти надежды и изменения в массовом сознании, а реальное соотношение сил и интересов ведущих держав.

Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и её союзников приобрела новые центры влияния, мир становился всё более биполярным. В расстановке сил Запад-Восток главная роль принадлежала теперь США и СССР. Вторая мировая война нарушила европейскую систему баланса сил. Потерпевшие поражение Германия, Италия и Япония на время выбыли из числа великих держав. Позиции Франции ослабли. Даже Великобритания - одна из трёх великих держав антифашистской коалиции - утратила прежнее влияние. Европейские державы были значительно ослаблены войной, а затем и начавшимся распадом колониальных империй. К началу 50-х годов независимость получили Бирма, Индия, Ливан, Сирия, Цейлон и др. страны. Зато чрезвычайно возросла мощь США. Обладая монополией на атомное оружие и крупнейшей армией, далеко превосходя остальные страны в области экономики, науки и техники, США превратились в великую сверхдержаву: за годы войны её промышленное производство возросло на 47%. США контролировали около 80% золотого запаса капиталистического мира, на их долю приходилось 46% промышленного производства. США превратились в лидера Западного мира и конструктора послевоенной системы международных отношений.

В этих условиях СССР выступал лидером в собирании сил под знаменем идеи социализма тех стран, которые находились перед выбором. Взгляды Сталина на судьбы мира нашли отношение в работе Экономические проблемы социализма в СССР (1952 г.). Настаивая на том, что капитализм постоянно загнивает, Сталин в ней вновь обосновывает тезис об исторической предопределённости и неизбежности всеобщего кризиса и распада мировой капиталистической системы. Сталин также выступил против тезиса Ленина о тот, что империализм порождает войны. Поскольку сейчас в мире есть мощные народные силы, которые выступают в защиту мира, чтобы уничтожить неизбежность войн, нужно уничтожить империализм.

Правительство И. Сталина делало всё, чтобы оформить социалистический лагерь: в 1947-1949 гг. заключен договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Румынией, Венгрией, Болгарией, Чехословакией, Польшей, Югославией. В 1949 г. создан СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи), где Москва играла главную роль. Одновременно в течение 1947-1949 гг. во всех странах Восточной Европы у власти утвердились коммунистические режимы (в Албании и Югославии в 1945 г.).

Так образовался социалистический лагерь. Присутствие советских войск, государственная поддержка СССР прокоммунистических сил Восточной Европы сыграли решающую роль в переходе этих стран (Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии) на незападный путь развития. СССР извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории части Европы. Его армия занимала по численности первое место в мире. Но в то же время в экономическом отношении, в области военной технологии США и Великобритания далеко обогнали СССР.

Таким образом, возникновение двух могущественных в военном отношении сверхдержав способствовало появлению нового международного порядка. Каждая сверхдержава по-своему определяла содержание этого нового порядка. Для США - это либеральный капиталистический порядок; для СССР - международный социалистический порядок.

Появление новых супердержав и их потенциальных блоков было вызвано следующими обстоятельствами. Во-первых, по мере исчезновения сплачивавшей мир смертельной угрозы фашизма изначальные противоречия антигитлеровского союза и геополитических интересов держав вели к развалу коалиции и к новому расколу на враждебные блоки. Во-вторых, незавершенность и неоформленность произошедших после войны кардинальных сдвигов в расстановке сил, неустойчивость нового их баланса. Всё это привело к тому, что с конца 40-х гг. международные отношения характеризовались нараставшим недоверием и напряжённостью, усиленным наращиванием вооружений, в том числе ядерных. Такая ситуация получила название холодной войны. Этот термин вошел в политический лексикон, и означает политическую и военную конфронтацию двух мировых систем. Методы данной политики: гонка вооружений, создание новых блоков государств, балансирование на грани войны (локальные войны), резкое обострение идеологического противостояния, свертывание экономического сотрудничества.

Первые проявления холодной войны: предвыборная речь И.В.Сталина о неизбежности империалистических войн и мощи Красной Армии (февраль 1946г.); речь У.Черчилля в Фултоне (США, март 1946г.). В этой речи, заранее согласованной с Г. Трумэном (американским президентом), Черчилль обвинил Советский Союз в агрессивности и тирании, а коммунистические партии назвал пятыми колоннами, представляющими растущую угрозу для христианской цивилизации. Утверждая, что Советский Союз отделил Восточную Европу от остального мира железным занавесом, Черчилль предложил создать для борьбы против СССР и коммунизма ассоциацию народов, говорящих на английском языке, которая обладала бы ядерным оружием и могла рассчитывать на подавляющее военное превосходство над Советским Союзом.

Через год (февраль 1947 г.) американское правительство объявило официальной доктриной сдерживание коммунизма. Были определены и конкретные шаги к достижению этой цели.

  1. Начать атомный шантаж СССР. «Пока мы, и только мы, обладаем атомной бомбой, мы можем диктовать нашу политику всему миру», - заявил бывший президент США Г. Гувер. В директиве объединенного комитета военного планирования США ещё 14декабря 1945 г. курсом © 432/Д был заложен план бомбардировки основных промышленных центров СССР. В частности, на 20 советских городов предполагалось сбросить 196 атомных бомб.
  2. Оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы, поставив их экономику в зависимость от США (План Маршалла).
  3. Разместить у границ СССР сеть военных баз США, поддержать реакционные режимы в Греции и Турции.
  4. В-четвёртых, создать военно-политический блок: НАТО (1949 г.) - США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия. В 1952 г. в НАТО вступили Греция и Турция. Каждая из стран обязалась оказывать немедленную помощь, включая вооруженные силы, любой участнице пакта в случае вооруженного нападения со стороны других государств.
  5. В-пятых, поддержать антисоциалистические силы внутри стран советского блока, наконец, использовать как крайний случай свои вооружённые силы для непосредственного вмешательства во внутренние дела стран советской сферы влияния.

В свою очередь советское руководство развернуло политическую и пропагандистскую компанию против англо-американских поджигателей войны. Допуская явные преувеличения и искажения фактов, оно обвиняло правящие круги США в стремлении превратить весь мир в колонию американских империалистов, низвести суверенные народы до положения рабов, установить зверский фашистский режим не только в США, но и в других странах.

Внешняя политика СССР в послевоенные годы проводилась на основе конфронтации. Навязав схему государственного социализма странам Восточной Европы, Азии, И. Сталин проводил жёсткую политику внутри социалистического лагеря по принципу: «кто не с нами, тот против нас». Все инакомыслящие государства отлучались от социалистического лагеря. Например, Югославия в 1948 г., когда правительство Б. Тито пыталось проводить независимую политику. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, а в 1953 г. создана термоядерная бомба (раньше чем в США). Создание в СССР атомного оружия положило начало гонке вооружений между СССР и США. В 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи - орган экономического сотрудничества государств Восточной Европы. В мае 1955 г. заключён Варшавский военно-политический договор.

Так оформился раскол мира на два противостоящих друг другу лагеря. Раскол мира сказался на экономических связях. Сложились два параллельных мировых рынка, мало связанных друг с другом, СССР и Восточная Европа оказались изолированными от развитых стран, что пагубно сказалось на экономике. Символом раскола мира на две противостоящие системы стал раскол Германии на два государства - ФРГ (1948 г.) и ГДР (1949г.). Ядром противостояния в эпоху холодной войны было советско-американское противоборство, острота которого и определяла климат международных отношений. Самым грозным событием этого противоборства на закате сталинского правления стало Корейская война (1950-1953 гг.). Вскоре после победы революции в Китае и создания КНР (1949 г.), чему в малой степени способствовала помощь СССР, руководство Северной Кореи (КНДР), поощряемое советским руководством, сделало попытку вооружённым путём воссоединить страну, свергнув проамериканский режим Южной Кореи. Успешная на первых порах операция потерпела поражение и грозила перерасти в мировую войну после вмешательства в события войск США под флагом ООН и противостоящих им вооружённых сил КНР (китайских добровольцев), выступавших на стороне КНДР.

Советское правительство перебросило в Китай несколько дивизий истребительной авиации, которые в течение двух с половиной лет участвовали в отражении американских налётов на КНР, передало Китаю большое количество самолётов и другой техники, содействовало созданию танковых, артиллерийско-зенитных и инженерных войск. СССР снабжал Корейскую народную армию и китайских добровольцев оружием, боеприпасами, транспортом, горючим продовольствием, медикаментами. Он также подготовил пять дивизий для непосредственной отправки в Корею. Сталин настаивал на жесткой политике по отношению к противнику.

Корейская война была прекращена после смерти И. Сталина. Корея осталась разделенной на два противостоящих государства на азиатском континенте. Итак, феномен разорванных надвое народов на долгие десятилетия стал одним из трагических последствий политики холодной войны. Напряжённая международная обстановка была тесно взаимосвязана с внутренней ситуацией в Советском Союзе.

Война принесла советскому народу огромные людские потери, страдания и материальный урон. Прямой ущерб, нанесённый войной, превышал 30% потери национального богатства. Требовались принципиально новые подходы к решению задач послевоенного развития. Народ жил ожиданием коренных перемен. Однако тоталитарная система не только выжила в годы войны, но и сумела в первые послевоенные годы нейтрализовать предпосылки коренного обновления общества.

Развитие политической ситуации в Восточной Европе и ее влияние на отношения между СССР и Западом. “Доктрина Трумэна” и “План Маршалла”.

Ситуация на востоке Европы политико-психологически в первые послевоенные годы мало отличалась от обстановки на западе. После пяти-шести лет диктата и насилий всюду общественные настроения были пропитаны страхом. Разочарование в парламентско-республиканских формах правления было частью психологического наследия кризиса 1929 – 1933 гг., выход из которого в 30-х годах все страны нашли на пути усиления исполнительной власти.

За исключением Чехословакии доверия к демократическим институтам в Восточной Европе не испытывали ни в одной стране. В Польше режим, существовавший накануне мировой войны и выросший из диктатуры Юзефа Пилсудского, ни по каким критериям не был либеральным, да и интеллигенция в этой стране не успела, в сущности, сформироваться. В Румынии между войнами правили консерваторы, которые в 40-х годах на удивление легко согласились сотрудничать с гитлеровцами. Правда, в Румынии и Венгрии, в 20-30-х годах имелись зачатки многопартийности, политические партии были прочно встроены в местные диктатуры, являлись их частями. Не было демократии ни в Болгарии, ни в Югославии, где власть принадлежала аристократии и консервативной бюрократии.

Советский опыт не казался жителям Восточной Европы идеальным. Но он производил впечатление. О сталинских репрессиях 30-х годов знали мало, и советский режим казался лучше фашистского: по крайней мере, он ориентировался на вовлечение граждан в государственную систему – в отличие от нацизма, который строился на дискриминации и исключении из общества то одной, то другой категории граждан. СССР не был знамением светлого будущего, но он казался символом ухода от кошмарного прошлого.

За пределами СССР население не обнаруживало признаков намерения сопротивляться советскому присутствию и натиску местных левых. К примеру, в одной только Польше число противников коммунизма должно было составлять, по западным оценкам, не менее 100 тыс. человек. Но оказалось, что для их нейтрализации польскому коммунистическому правительству достаточно провести всего две амнистии (1947 г.), после которых о несогласных на несколько лет просто забыли.

Коммунисты привлекали энергией и целеустремленностью на фоне вялости центристов. Новые полулевые и левые режимы завоевывали поддержку масс. В странах Восточной Европы стали формироваться военизированные отряды местных коммунистов. Простые граждане охотно шли в формирования полиции и новые национальные вооруженные силы.

Доктрина Трумэна — внешнеполит программа, выдвинутая президентом США Гарри Трумэном после Второй мировой войны. Публично была озвучена 12 марта 1947 г. Основой доктрины являлась пол-ка «сдерживания» в отношении СССР во всём мире. Доктрина Трумэна явилась выражением борьбы США за необходимую им политико-экономическую однородность мира.

В разработке доктрины участвовали Джордж Кеннан, Аллен Даллес, Лой Хендерсон, Дин Ачесон и другие.

Предусматривала выделение в 1947—1948 финансовом году 400 млн. долларов для оказания помощи Греции и Турции под предлогом коммунистической угрозы со стороны СССР. Греции выделялось 300 млн. дол. Турции - 100 млн. дол. Соглашения с Грецией и Турцией были подписаны соответственно 20 июня и 12 июля 1947. "Доктрина Трумэна" была направлена на ограничение усилившегося после 2-й мировой войны 1939—1945 роста сил социализма, оказание непрерывного давления на СССР и другие страны социалистического блока, поддержание реакционных сил и режимов. Использована для оправдания вмешательства США во внутренние дела других стран, для развязывания «холодной войны» и нагнетания международной напряжённости. Положила начало оказанию широкой военной помощи другим странам, сопровождавшееся созданием сети военных баз на чужих территориях и осуществлявшееся США в рамках других программ.

«План Маршалла»

США склонялись к мысли о том, что экономическое восстановление Западной Европы важнее взаимопонимания с СССР по германскому вопросу. В январе 1947 г. на посту гос секретаря США осторожного Д.Бирнса сменил Джордж Маршалл, сторонник наступательной политики. Он считал восстановление Германии главной задачей.

Весной 1947 г. французское правительство обратилось к США с просьбой о крупных поставках зерна и макаронных изделий в связи с дефицитом аграрной продукции. Пока обсуждались планы выделения Франции американской помощи, при американском содействии заем в 50 млн долл. Франции выделил МБРР.. За помощью к США обратилась и Италия. Помочь обещали ей тоже.

Представители американской администрации разъяснили, что при оказании помощи США будут отдавать предпочтение только тем гос-вам, которые проявляют стойкость в отстаивании дем. П-пов и институтов, а также принимают решительные меры для защиты своей независимости. При этом пояснялось, что посягательства на дем. идеалы и независимость европейских стран исходят со стороны коммунистов и Советского Союза, который их поддерживает. Умеренным партиям Франции, Италии и Бельгии фактически предлагали отказаться от коалиционного сотрудничества с коммунистами ради получения американской помощи.

В Западной Европе американский призыв был понят. В начале мая 1947 г. во Франции премьер-министр, социалист Поль Рамадье провел реорганизацию кабинета, удалив из него коммунистов. То же самое произошло в Италии.

Но в апреле 1948 г. до всеобщих выборов в Италии оставался целый год, ситуация в стране могла снова качнуться влево.

В июне 1947 г. Дж.Маршалл выступил в Гарвардском университете (США) с речью о направлениях преодоления хозяйственного кризиса Европы. Он заявил, что администрация Г.Трумэна готова профинансировать программу эк. восстановления Европы, если таковая будет представлена европейцами. Министры иностранных дел Великобритании и Франции Э.Бевин и Ж.Бидо занялись составлением соответствующего проекта.

Положение в Британии было лучше, чем во Франции, но оно тоже было трудным. Британские лейбористы обещали избирателям гарантировать полную занятость, осуществить национализацию нерентабельных отраслей промышленности и заложить основы «государства благосостояния». Американские деньги были необходимы для избежания внутреннего краха. Лондон понимал, что США стремятся привязать к себе Британию, получить военные базы на ее территории, использовать дипломатические связи, военный и научно-технический потенциал Британии против СССР. Но эта цена казалась К.Эттли приемлемой за осуществление задач, которые ставил перед собой его кабинет. Лондон рассчитывал стать посредником между США и другими европейскими правительствами в распределении американской помощи.

США были заинтересованы в сохранении способности Британии выполнять ее стратегические функции в зоне Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья, перенять которые Соединенные Штаты не были готовы. Вашингтон стремился приобрести дополнительный рычаг влияния на Лондон, чтобы не позволить ему тормозить планы интеграции Западной Европы, в которой Британия не была заинтересована, опасаясь, что интеграция повредит ее связям с британским Содружеством наций. США стремились отвратить Британию от создания под ее эгидой «стерлингового блока».

Теоретически «план Маршалла» был рассчитан не только на страны Западной Европы. К участию в нем пригласили восточноевропейские государства и Советский Союз. Западные державы не надеялись на конструктивный ответ Москвы, но им было важно привлечь к плану хотя бы умеренные, еще не вполне коммунистические, правительства Чехословакии и Венгрии.

Но план был неприемлем для СССР, потому что его главная идея состояла не в восстановлении, а в реорганизации европейского экономического пространства, включении в него Германии и формировании международных институтов, которые бы направляли развитие Европы. Речь шла о создании регионального механизма экономического регулирования на американские деньги и при неформальном американском лидерстве. Советский Союз не мог согласиться на такой план, поскольку он бы встраивал СССР в мировую экономическую политику, ограничивал его самостоятельность и «уводил» бы от него новых союзников в Восточной Европе.

Консультации по «плану Маршалла» состоялись в Париже 27 июня – 2 июля 1947 г. на совещании министров иностранных дел СССР, {¦} Франции и Великобритании. Советскую сторону представлял министр иностранных дел В.М.Молотов. После предварительного обсуждения, 30 июля Молотов отказался от разговора по существу плана, сославшись на неуместность обсуждения вопроса об участии в нем Германии в формате трехсторонних обсуждений: Германия была оккупированной страной и, строго говоря, решения о политике в отношении нее должны приниматься четырьмя оккупирующими державами вместе.

Несмотря на демарш Москвы, правительства Франции и Великобритании направили в 22 страны, включая восточноевропейские, приглашения прибыть 12 июля 1947 г. в Париж на конференцию для обсуждения «плана Маршалла». Советский Союз отклонил приглашение и вынудил правительства восточноевропейских стран отказаться от участия в конференции. Под влиянием СССР к «плану Маршалла» не решилась примкнуть и Финляндия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: