НПО – не территориальные образования, члены которых не являются суверенными государствами.
НПО отвечают трем критериям:
1. Международный характер состава и целей;
2. Частный характер учредительства;
3. Добровольный характер деятельности.
Термины, характеризующие НПО как актора:
1. НПО – акторы вне суверенитета – Розенау;
2. НПО – ТНК – Зоргбиб;
3. НПО – новые акторы – Смутс.
В узком смысле к НПО не относятся общественно-политические движения, ТНК и организации, созданные под эгидой государства.
Брайер под НПО понимает – структуры сотрудничества в специфических областях, объединяющие негосударственные институты и индивидов нескольких стран, такие как: религиозные организации, организации ученых, спортивные организации (ФИФА), профсоюзные, правовые (международная амнистия) и т.п.
Зоргбиб считает, что НПО включает 3 вида организаций или институтов:
1. Силы общественного мнения – те, кто с одной стороны не может составить конкуренцию государствам как международным акторам, но с другой – оказывают существенное воздействие на международное общественное мнение: это интернационалы, религиозные и гуманитарные организации (Красный Крест), а так же политические.
2. Частные транснациональные власти т.е. организации и институты, символизирующие появление на мировой арене новых экономически неконтролируемых сил. Это те организации, которые вносят разногласия или выражают расхождения между политической и экономической властью в МО. Это: транснациональные предприятия и транснациональные синдикаты.
3. Ассоциации государств-производителей. Это те организации, которые являются межправительственными по своей структуре и составу, но транснациональным по характеру деятельности (Яркий пример – ОПЕК – организация стран-экспортеров нефти).
К НПО относят, таким образом – всех негосударственных участников МО, которых Розенау назвал «вторым миром».
Начиная с 19 века НПО прошли эволюцию. Первой подобной организацией было – общество борьбы против рабства (1823 год). В 1905 году их уже было 134. В 1958 году – их было около 1000. В 1972 году – от 2190 до 2470. К концу 80-х – около 4000.
Особенно интенсивным процесс создания НПО стал после появления ООН, так как при ЭКОСОСЕ (экономический совет ООН) многие НПО получают консультативный статус (71-78 статья ООН).
НПО различаются по размерам, структуре, направленности и задачам. Однако, они имеют общие черты, которые отличают их от государств и МПО. В отличие от государств – они не могут быть представлены как акторы, действующие во имя интереса власти, а в отличие от МПО – их учредители являются не государства, а профессиональные, религиозные, частные организации, учреждения и т.д.
Однако в современном мире НПО начинают играть роль и в политической области, особенно в вопросах защиты прав человека, экологических проблем, гуманитарной помощи и т.д.
Основной силой НПО в сфере международной политики является – мобилизация международного общественного мнения, а методом достижения целей – оказание давления на МПО. Именно так действует Гринпис, всемирная организация против пыток и т.д. Поэтому НПО всё чаще называют международными группами давления.
ТНК.
ТНК – это такие организации, которые «подтачивают» национальный суверенитет государств в экономической сфере. Это те предприятия, учреждения, организации, которые имеют целью - получение прибыли и которые действуют через свои филиалы сразу в нескольких государствах, в то время как управление ТНК находится в одном из них.
ТНК с одной стороны - способствуют модернизации стран базирования, развитию их народного хозяйства, распространению ценностей и традиций экономической свободы и политического либерализма, а с другой стороны - одновременно несут социальные потрясения, связанные со структурной перестройкой, интенсификацией труда, с появлением новых форм зависимости; последствия их деятельности ведут к обострению экологических проблем, разрушению национальных традиций и конфликту культур. Однако ТНК усиливают экономическую взаимозависимость и единство мира в хозяйственном отношении, способствуют созданию единой глобальной культуры и общецивилизационных явлений.
Деятельность ТНК, со времен их возникновения, вызывала критику как со стороны марксистов, так и со стороны немарксистов, которые требовали ограничения их прав; поэтому был создан «кодекс поведения ТНК», принятый на одной из сессий ООН.
В современном мире насчитывается не менее 7000 ТНК, которые имеют 26000 филиалов на всех континентах. Однако непосредственно экспортно-импортная деятельность затрагивает три экономических зоны – ЕС, США, Япония. Причины: во всех этих зонах существует защищенность рынков, развитость инфраструктур, гарантии в высококвалифицированной рабочей силе и распространение передовых технологий. В настоящее время ТНК контролируют более 50% мировой торговли, финансовых обменов и передачи мировых технологий.
В начале 90-х годов торговые связи между США и остальным миром на 80% находились в руках ТНК. Самым значительным результатом в деятельности ТНК стал распад мировой социалистической системы и разрушение СССР. Эти процессы затронули социалистические страны ещё в начале 70-х годов.
Вывод: ТНК обладают определенной автономией в своих решениях и деятельности, способны вносить изменения в международные отношения, их деятельность учитывается государствами во внешней политике т.е. ТНК отвечают всем признакам влиятельного международного актора.
Другие международные организации. Сюда относятся: национально-освободительные, сепаратистские движения, мафиозные группировки, террористические организации, региональные и местные администрации, отдельные лица. Часть из них, такие как национально-освободительные и сепаратистские движения скорее являются международными субъектами, тем самым стремясь стать акторами. С этой целью многие из них добились членства или статуса наблюдателя в авторитетных МПО. Так, например, ООП (организация освобождения Палестины) стала членом Лиги Арабских Государств, организации Исламская конференция и движения «Неприсоединение», так же ООП получала статус наблюдателя в ООН.
Растущая взаимозависимость таких организаций приводит к развитию функционального международного сотрудничества, участниками которого становятся предприятия, фирмы, граждане и отдельные города.
1 тип. Так выделяют: функциональное трансграничное взаимодействие т.е. – это установление контактов между представителями сопредельных государств, в основе которого лежит общность интересов и которое устанавливается как бы «стихийно». Яркий пример – взаимодействие приграничных территорий России и Китая, между бывшими странами СССР.
2 тип. Так же выделяют: институциональное сотрудничество локального характера. Участники здесь – представительные международные организации, формирующиеся вне национальных государственных рамок. Например, ассоциация породненных городов, совет коммун Европы и т.д.
Феномен фрагментации внешней политики – это явление наблюдается в федеративных государствах, когда главы субъектов федерации без ведома центра заключают международные договоры.
Особенность современной международной политики – наличие большого количества различных международных организаций.