Причины и основания происхождения философии

Философия как духовный феномен культуры

Жизнь человека всегда происходит в социуме и в деятельности. Поэтому общество и субъективная активность инициирует человека на разные связи с миром и на его познание. Вследствие этого жизненный опыт формирует систему мировоззрений

Мировоззрение – система идей и представлений человека о мире и о мире человека в этом мире.

Богатство жизненного опыта определяет и богатство мировоззрений. Специалисты выделяют типы мировоззрений:

-обыденное (здравый смысл). В современной философии повседневность – особая область изучения

-профессиональное (от сантехника до академика)

-научное

-историческое (понимание места в истории)

-национальное

-нравственное (система идей-законов для человека в отношениях)

-религиозное

-философское

Философское – это продукт духовной деятельности. Это особый продукт духа, из-за которого человечество ставит проблемы бытия и отвечает на них. Такими вопросами философы называют поиск оснований, фундамента, жизненных начал науки, культуры, собственной жизни – это поиск онтологических оснований (онтология – наука о бытии)

Также в рамках философского мировоззрения ищутся ответы на вопрос, возможно ли и в какой мере познание человека? Мы знаем, что что-то знаем, и знаем выборочно. Проблема познания – фундаментальна, это гносеологический поиск (гносеология – наука о познании). 3я сфера – что такое я? – антропологические поиски. Идентифицировать себя можно в самых разных ипостасях. Проблема поставлена Сократом.

Философия как форма культуры, включает формы деятельности человека, формы знания, ценности, которыми руководствуется человек, идеалы и убеждения, как знания, принимаемые за истину. И поэтому (особенно в современных работах) философия понимается как особый способ человеческого бытия, при котором формируется обобщенное представление о мире, идея и понимание собственного места в мире, идея цели собственной жизни.

Причины и основания происхождения философии

Двойственность мира, или диалектичность мира – фактор происхождения философии. Мы живем в достоверном объективном мире. Но наряду с этим есть невидимый, скрытый мир, мир души, содержания вещей, находящийся за пониманием, мир всобщего и необъятного, от космоса до Бога. Человек в силу любопытства пытается заглянуть в этот мир.

Еще обстоятельство – фактор человеческого одиночества и феномен смерти человека. По другому – бытие и небытие человеческого существания. Индивидуально человек бессмертен, особзнание смерти приходит на рациональном уровне, как феномена мира, человек не думает о СОБСТВЕННОЙ смерти.

Человек – социален. Это тоже фактор развития философии – проблема социального места человека, коммуникативности, любовного трагизма, влияния общества на человека.

Кант – Ф. живет везде, так как она – единственная склонность человеческой души.

Человек создает себя в действии, и стремление найти основания, найти истину, объяснить себя, влечет к философствованию. Каждая эпоха дает особенные ответы на эти вопросы, так как философия, как зеркало, отражает состояние общества, его потребности, интересы, прогноз и направленность интересов, способ разрешения исторических проблем.

Исторически философия всегда ассоциировалась с познанием и поиском, носителем которых является человек, магистральная линия философского познания.

Цицерон: Философия – культура ума. Философия – наука об исцелении души

Платон: Философией занимаются не мудрецы и не невежды. Первым она не нужна, вторые о ней не знают.

Ж де Ламбер: Истинный философ обладает той мудростью, которая открывает ему тайны жизни

Вальтер: 2 важные цели философии – открытие истины и понимание добра

Кант: Душа в стремлении своем неизбежно приходит к философствованию, ибо поиск ответов на проблемы бытия и есть философия

В ходе истории есть несколько определений философии:

Платон, великий ум античности: Философия – искусство умирания, то есть искусство перевоплощения в ту идею, которой занята душа

(это как при общении с кем-то находишься в пространстве его обаяния, его идеи)

Аристотель, ученик Платона: Философия – наука о первопричинах

Плотин (средние века): Философия – учение о сущем (существующем) в его основаниях и конкретных учениях. Философие – знание или истина божественного устроения мира

Декарт (французский математик, физиолог): Философия – рациональное обоснование первоначал методом строгой логической доказательности

Сомнение – исходный пункт познания. Несомненным остается только одно сомнение, сама мысль о нем. Сомнение абсолютно. Следовательно, мыслящая субстанция абсолютна, как и протяженная (то, что существует реально)

Гегель (вершина классической философии): Философия – стремление мирового дуза постичь мир и самого себя. (Мировой дух – те формы исторического сознания, котороые выработало человечество:этическое, эстетическое, историческое, социальное, религиозное и тд чувства. По-другому – общественное сознание. Понятие духа исторично. У Гегеля это совокуность форм человеческой деятельности, ражденных людьми. ДУХ НАД НИМИ)

Хайдегер (нем. Философ, 20 в): Философия – попытка разума понять бытие (мир)

Многообразие определений философии не потому что она и вашим, и нашим. Это обусловлено ее историчностью, то есть соответствию запросам эпохи + персонификацией философской концепции.

Под влиянием 3х сил возникла философия:

-социально-историческая практика (Вернан считает это ведущим)

-развитие науки и научной картины мира

-критичность самого философского знания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: