Философия и религия: тождество и различие

Термин религия означает не вера в бога. Религия (лат) = связывать, соединять, совмещать.
Религия = связь человека с некоторыми общим надличностным началом (природой, вселенной, идеей, сектой, полит партией). Религиозное сознание признает объект поклонения абсолютно значимым для себя: высшей ценностью.
Одна из форм религиозного сознания - признание истинным и существующим высшее божественное начало. Религиозное начало рассматривает бога как первопричину бытия, творца его форм и как условие нравственности человека, т.к. человек = продолжение бога, поэтому ему как и творцу присуща идеальность, способность мыслить, действовать, создавать новое. Человек, будучи богоподобным, имеет возможность знать себя, природу и создавать новую природу.
И философия и религия имеют общее начало(они рефлексивны) – и ф и р открывают бога или идею через умопостижение, через идеализацию. Р и ф направлены на открытие истины. истина имеет обобщенную абстрактную форму объясняя общие начала, свойства. одновременно ф и р рассматриваются как исторические формы человечества.
Исходно религия ориентирована как вера в сверхестественное, выход за пределы природы и человека, а ф на земные основы человека.
Сходство:-ориентир человека на духовные поиск, дух осн, нормативн установки, идеалы.
-заброшенный, одинокий, забытый человек обретает или пытается найти дух основы для себя, самосохранения

Различия:

Религия всегда удваивает мир на земной и небесный, на относительный и вечный, в то время как Философия создает единый образ бытия

Религиозное знание утверждается верой. Философское – опытом, логикой и исторической практикой.

Статус человека: В религии человек предстает как прообраз Бога, и поэтому цель и смысл человеческого бытия – очищение от греха и стремление к божественной чистоте. В философии человек как централизующая фигура, и как абсолютная ценность

Отношение к науке: История религиозного знания отвергает и критикует ее. Философия же рассматривала ее как основание собственного бытия.

Религия – каноническая, догматическая, сформирована отцами церкви, священным писанием, является внеисторической. Философия же критична по своей сути, аругментирована, доказатальна.

Античное государство состояло из рабов и свободных граждан. Государственный человек = свободный человек. В 6-5 веках до нэ государство строится на принципах коллегиального правления, формируется Агорная культура. На Агоре собирались старшины и обсуждали государственные дела. Тем самым общественное дело сформировало культуру слова, навык логической аргументации и способствовало философскому мышлению.

Философия возникает как новая форма культуры в отличие от религиозного знания и опыта людей. Она становится первичной формой теоретического обобщения исторической практики греческого народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: