Есть два подхода в объяснении становления философии – мифиогенный и гносеогенный
Мифиогенный объясняет Философию как продолжение мифологического представления. Мифы перестают удовлетворять людей, социум. Поэтому на смену мифам приходит новая форма знания.
Миф и мифология – это особая форма знания, через которую дается объяснение неизвестного. Поэтому мифы выполняют объяснительную функцию. Они создаются людьми не персонально, а коллективно, возникают иррационально, спонтанно как коллективная идея. Всегда основывается на чувственном опыте людей.
Античный человек считал носителе/первотворцом феномена- античных богов- носителей мифологической деятельности, сил, воплощающих в деятельность.
Основания мифологического мировоззрения- 2 фундаментальных фактора бытия человека:
1-незнание бытия, закрытость бытия
2-человеческая потребность объяснения и развитое творческое воображение (мысленное абстрагирование от многих свойств и концентрация на одном)
Мифолог знание занимает историческую нишу там и тогда где не развивается наука и строгое теоретическое объяснение. Развитие мифологического знания присуще человеку в любую эпоху и связано с теми областями деятельности человека, которые наиболее закрыты и проблемны. Современная мифология живет в основном в социально-политической сфере и межличностном общении.
|
|
Миф и философская идея родственны в своем генезисе, возникают как плод воображения.
Различия:
А. Миф обоснован верой. Философия-фактологически, логически, с применением строгих аргументов
Б. Миф- в массовом сознании. Ф- в концепции мыслителя.
В. Миф абсолютизирует единственный факт и придает ему абсолютную значимость и потому мифологическая направленность (интенция) наиболее присуща повседневному опыту людей, а философская идея вбирает в себя множество практик и множество фактов, выделяя из множествва общее.
Г. Мифологические идеи носят спонтанный иррациональный характер. Философское знание - системный, концептульный, логический аргументированный характер.
Античный миф сменияется философским знанием по причине развития социальной практики во времени, развития научных представлений античного времени и миф перестал удовлетворять потребности и интересы античного человека, поэтому склад новый тип знаний: обобщение опыта конкретного человека. Опыт обращен к природе, космосу, сознанию.
Близка к мифологическому созананию религиозная форма мировоззрения, которая также влияет на философию.