Эволюция английского эмпиризма

16 – 17 века, взлет развития науки и научного интереса

Эмпиризм («эмперио» - опыт) – философский стиль, методология познания природы.

Родоначальник английской методологии познания – Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Бэкон вошел в историю философии и эмпиризма как материалист, теоретик индуктивизма.

По Бэкону в истории человеческой культуры существует 2 вида знаний:

-теологическое (знание о Боге, обобщающих началах)

-философские знания о природе

Теология основывается на вере, а философия – на наблюдении за природой, на анализе природы и обобщении человеческого опыта наблюдения.

Бэкон был министром иностранных дел, занимался философией в тюрьме. Стоял на точке зрения двойственности истины:

-истина откровения, веры

-истина доказательности, опыта

Методология Бэкона начинается с концепции идолов\признаков. Познание по Бэкону всегда затруднено и ведет к ошибкам, заблуждениям. 4 рода заблуждений:

1 вид. Идолы рода, то есть заблуждения, хранящиеся в нашей природе (уровень интеллекта, способность воспринимать звуки и знаки, улавливать ритмику, музыкальный слух и тд)

2 вид. Идолы «пещеры», идолы воспитания, образования, то есть индивидуального формирования личности. Они ограничивают кругозор во время становления

3 вид. Идолы площади\рынка – те слова, понятия, идеи, которые нам внушает площадь, толпа, массовое общественное сознание

4 вид, идолы театра – некритическое заимствование авторитетов. Этот идол был направлен против сколастов, которые тогда еще были широко распространены.

Идолы и признаки формируют 3 вида

Познавательной деятельности:

-тип муравья, который собирает факты без должного их объяснения и обощения

-тип паука, аналог схоластики, ученый создает идею без должной опоры на опыт

-тип пчелы, в котором совмещается опыт и новое знание

Бэкон излагает теорию индукции как общий способ познания природы.Индуктивный метод включал в себя 4 ступени\приема.

1. описание положительных фактов, достоверных наблюдений – таблица положительных значений

2. описание отрицательный фактов – таблица отрицательных значений

3. сравнение с отношением положительных и отрицательных таблиц, на основе которых создается обобщенный вывод об изученном объекте.

Индукция Бэкона опирается на объект, а ученый лишь статист, он может делать теоретический вывод, только опираясь на объективный факт. Индуктивизм – метод детального рассмотрения объекта, его анализ в целях поиска его природы, его сущности.

Фрэнсис Бэкон в теории научного познания отстаивал идеи объективности истинности. Задача ученого, который исследует, в первую очередь – открытие законов природы. Вторая задача – выбор строгого и правильного метода и строгое следование теории разума\мышления, объекту\цели познания и постановке точки зрения.

Бэкон был убежден в познаваемости природы, продолжал традицию достижения абсолютной истины в процессе сознания. Этим он означил эпоху абсолютной веры в могущество разума.

Продолжителем эмпиризма был Джон Локк

Познание у него объективно состоит из 2х объектов: описание первичных каетсв и обнаружение вторичных. Вещь всегда есть внутренняя, исходная данность как объекта, и в ней первичными оказываются свойства формы, тяжести, порядка, то есть физические свойства, свойства организованности предмета. Эти первичные свойства онтологически неизменны, выражают внутреннюю определенность вещи. Но в познании всегда открываются вторичные качества. Это те качества, которые опредмечиваются, обнаруживаются через чувства субъекта: запах, слух и тд.

Те свойства, которые ощущает только ктото, а другой – нет, это свойства предмета или этого индивидуального человека?

Локк считает, что вторичные свойства – это скрытые свойства системы, но оживают они только через взаимодействие с субъектом (стакан есть сосуд, но в руках человека может стать орудием убийства). Познающий субъект, по Локку, открывает в предмете скрытые свойства. Отсюда сенсуализм Локка: именно чувственное познание – основа основ познания. Чем богаче чувственный опыт, тем содержательнее сознание об объекте. Он в опыте субъекта концентрирует 2 его формы: внешняя и внутренняя.

Внешний опыт – это эйдетический опыт Платона, то есть те мысленные образы, которые формируются в результате чувственного союза субъекта и объекта. Внешний опыт продолжается во внутреннем опыте, который может быть рационалистической обработкой. По Локку, внутренний опыт – это мысль о мысли, рефлексио, возврат мысли к себе самой. Внутренний опыт, производное от внешнего, содержит элемент креативности, собственного мышления.

Таким образом, сенсуалистический опыт Локка – это целенаправленная активность субъекта по обнаружению вторичных качетсв и одновременно активность субъекта в рефлексивном познании связи этих свойств, отношения и тд.

Эмпиризм Локка в равной мере обосновывает значимость объекта и субъекта в познавательных актах.

3я фигура английского эмпиризма – английский епископ Джордж Беркли

1710 – «трактат о правах человеческого познания» представляет опыт как ощущения человека, благодаря которым субъект удостоверяет наличие бытия.

Esso percipi – сущетсовать значит быть воспринимаемым

По Беркли: объекты, природа становятся реальными только в актах непосредственного созерцания, вне которого мы не имеем права говорить об их бытии.только наши ощущения открывают нам моментальную истину. Критерии знания – у носителя знания (субъекта)

Опыт философии Беркли приобретает полноту субъективности, так как только субъект предстает свидетельством\удовлетворителем существования объекта. Так, утверждается необходимость сущетсования хотя бы одного субъекта для удостоверения мира.Беркли открывает специфического обстоятельство – мир является условием, необходимым для познавательного процесса и как следствие – открытия объективности бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: